0
1518
Газета Культура Интернет-версия

30.04.2010 00:00:00

Верхушка вертикали им поможет

Тэги: фестиваль, оркестр, музыка


фестиваль, оркестр, музыка Проблемы у всех оркестров одинаковые, нехватка хороших инструментов и хороших музыкантов...
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

В июне в Москве пройдет 5-й Фестиваль симфонических оркестров мира, куда традиционно приглашаются ведущие европейские – а в этом году и азиатские коллективы. На фестивале, как правило, выступает один российский региональный коллектив: были в столице Новосибирский оркестр (тогда в последний раз в Москве дирижировал легендарный Арнольд Кац), Омский, оркестр из Ростова-на-Дону. В этом году мы услышим оркестр Республики Татарстан. К сожалению, приглашение на фестиваль – практически единственная возможность этих коллективов выступить в Москве, и выпадает этот шанс единицам, когда оркестров в России – десятки.

Некоторую альтернативу фестивалю предложила Екатеринбургская филармония и организовала 1-й Симфонический форум, который с большим успехом прошел в апреле.

Творческая часть форума для первого раза вышла вполне представительной: 7 симфонических концертов, в которых приняли участие 4 оркестра и 6 дирижеров.

Принимающая сторона – Уральский филармонический – выступал и со своим худруком Дмитрием Лиссом, и дважды с выдающимся дирижером Дмитрием Китаенко, который после долгого отсутствия второй раз приезжает в Россию, и снова – в Екатеринбург. Под его управлением УАФО играл «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (выбор сочинения композитора-любителя, вероятно, объяснялся тем, что концерт пришелся на Страстную субботу). В другом концерте Китаенко дирижировал Третьей симфонией Прокофьева и Четвертой Чайковского. В те же дни гастрольный тур по Уралу совершал БСО с Владимиром Федосеевым, в чьей интерпретации екатеринбуржцы услышали канонического Моцарта и эпического Шостаковича. С не меньшим любопытством ожидались выступления двух российских коллективов. Госоркестр Татарстана под управлением Александра Сладковского привез сложную программу, где наряду с русской классикой звучало произведение современного казанского автора Рашида Калимуллина. В его «Симфонических фресках» мощно заявляла о себе театральная природа: контраст настроений, образов, колористических звучаний. Роль кульминации досталась Второй симфонии Рахманинова, эмоциональный градус которой порой зашкаливал и тем самым вызвал большой резонанс у публики. Омский академический оркестр с дирижером Дмитрием Васильевым показался более академичным. Гвоздем их программы, где также звучала классика (Пятая симфония Чайковского и «Утес» Рахманинова), стала новинка – Концерт для кларнета с оркестром Толибхона Шахиди. Сочинение причудливое, как узорчатый восточный ковер, посвящено исполнившему его кларнетисту Игорю Федорову и, несомненно, инспирировано его виртуозной техникой.

Завершался первый Симфофорум необычным концертом. Второй раз в Екатеринбурге подвели итоги открытого конкурса композиторов на лучшее симфоническое произведение для детей «Петя и Волк-2010». Из партитур 31 конкурсанта были выбраны пять лучших и исполнены (причем инкогнито!) Уральским оркестром под управлением дирижера Энхэ. Мнения жюри и публики, присуждавшей приз слушательских симпатий, совпали. Главной награды была удостоена остроумная «Сказка про репку», решенная как инструментальный театр и оказавшаяся произведением Владимира Кобекина. Лауреатами 2-й и 3-й премий стали молодая екатеринбурженка Анна Красильщикова со «Сказкой о глупом мышонке» и Глеб Май из Электростали за произведение Potteriana. Дипломы достались москвичу Николаю Попову и англичанину Бернарду Хьюзу.

Но кроме творческой части Симфонический форум неизбежно провоцировал и обсуждение проблем региональных оркестров. Всероссийский круглый стол «Российские оркестры: сегодня и завтра» собрал два десятка участников, в числе которых были директора и главные дирижеры оркестров из Хабаровска, Ростова-на-Дону, Казани, Омска, Екатеринбурга; эксперты и музыкальные критики из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга; директора Московской, Свердловской и Тюменской филармоний, первые лица Министерства культуры России и Министерства культуры Свердловской области.

Стержнем обсуждения стал вопрос о необходимости поддержки оркестров на федеральном уровне. Не только финансовой, считают дирижеры и менеджеры, – возможно, законодательной, чтобы губернатор (большинство российских оркестров финансируется из местного бюджета) мог ориентироваться на некий кодекс, где были бы перечислены нормы по обеспечению коллективов.

Проблемы у всех оркестров одинаковые: низкие зарплаты, нехватка инструментов и даже нехватка хороших музыкантов – из духовой группы, например. Алексей Шалашов предлагает решать последнюю проблему как в спорте, то есть приглашать легионеров. Но их кто-то должен оплачивать┘ Подобный опыт есть в Омской филармонии. «У нас работает иностранец – духовик с Украины, снимаем ему квартиру», – говорит дирижер Дмитрий Васильев. Главный дирижер Ростовского оркестра Юрий Ткаченко сетует на отсутствие гастролей – нет возможности: «Мы играем только в области, выбраться за ее пределы не получается. Подавали заявку в Министерство культуры на софинансирование одного проекта, но получили отказ». А в одном дальневосточном оркестре недостающие инструменты озвучивает┘ синтезатор. Вот такая история с географией.

Екатеринбург–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1413
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3674
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2071
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2345

Другие новости