0
1349
Газета Культура Интернет-версия

19.08.2010 00:00:00

Оpen air за колючей проволокой

Тэги: опера, события


Пермская опера усилиями ее многолетнего лидера Георгия Исаакяна и его команды имеет репутацию отважного театра с непровинциальными амбициями: есть эксклюзивный репертуар, масштабный Дягилевский фестиваль и заслуженные «Золотые маски». Но даже на этом фоне последний проект театра – беспрецедентен.

Еще в прошлом сезоне здесь осуществили мировую премьеру оперы Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича», на российской музыкальной сцене впервые зазвучала проза Александра Солженицына. А год спустя Пермь удивила вновь – единственную оперу Бетховена «Фиделио», не ставившуюся в России более полувека, спели и сыграли на территории бывшего лагеря политзаключенных. Две оперные постановки образовали масштабный диптих Опера/ГУЛАГ.

...Стать зрителями необычного спектакля, который сыграли в июле всего восемь раз, пожелали многие. Для этого отправляемся в дорогу, сто километров на север от Перми. Действие начинается еще в салоне автобуса: смотрим фильмы о театре, о постановке, о музее «Пермь-36». У входа в лагерь бушует митинг сторонников осужденных, женщины с портретами репрессированных мужей и отцов молят о помощи. На КПП нас берут в оборот охранники (автоматы из реквизита, овчарка – настоящая) и уже не выпускают до самого конца, подгоняя окриками: быстрей! не растягиваться!.. Когда сквозь разделенный надвое строй зрителей прогоняют колонну бегущих рысцой зэков в полосатых робах, становится откровенно не по себе┘

Смелая идея осуществить постановку в реальных декорациях единственного в России мемориального музея истории политических репрессий «Пермь-36» родилась пару лет назад у Георгия Исаакяна и английского режиссера Майкла Ханта, который и стал постановщиком спектакля. Интернациональной команде пришлось осуществлять проект невероятной сложности, в котором приняли участие около 600 человек, включая массовку-волонтеров. Сюжет из эпохи французской революции (перенесенный Бетховеном в Испанию XVII века) о том, как верная жена, переодевшись охранником, спасает от гибели своего мужа – политического узника и жертву интриг, на Западе не раз разыгрывали в реалиях века XX. Авторы постановки не пошли по самому простому пути и не стали превращать персонажей оперы в советских диссидентов, энкавэдэшников и вертухаев. Реальность лагерной жизни, страшная сама по себе, соседствовала с причудливыми арт-инсталляциями Шарлотт Скин Кэтлинг, а в костюмах Фагили Сельской угадывался временной охват от Средневековья до нацистских застенков, и яростно нарастал оранжевый цвет тюрьмы «Гуантанамо». Постоянная сшибка откровенной, порой раздражающей оперной условности и ощущения, что ты попал в гущу реальных событий. Рядом – вышки, колючая проволока, лица зэков, кажется, абсолютно подлинные. И несущаяся ввысь музыка венского классика.

Собственно с партитурой и ее адекватным озвучиванием были связаны главные проблемы проекта. Открытое пространство, напичканное техникой (аудио- и видеомониторы, камеры, радиомикрофоны, усилители), публика и оркестр, меняющие диспозицию, – все это создавало невероятные сложности для дирижера Валерия Платонова, солистов, хора. Заказать в Англии аппаратуру за несколько миллионов евро для театра оказалось нереально, ограничились лучшим из того, что есть в Перми. В итоге задачу качественного звука команде звукорежиссера Пола Эш-Брауна удалось решить далеко не сразу и не во всем. А еще действие оперы разворачивалось в самых разных местах лагерной зоны, и музыка, лишенная непрерывности, с длинными паузами, да еще под натиском необычных визуальных компонентов в восприятии неизбежно отходила на второй план. Но ведь и проект этот менее всего напоминал концерт на свежем воздухе.

Летом в Европе практически каждая крепость, замок и прочие «графские развалины» служат декорациями для многочисленных оупен-эйров. Высокая классика на природе, в исторически достоверном антураже – это еще и отдельная строка туристической индустрии. А потому главная цель – доставить удовольствие респектабельной публике. Иное дело наши палестины, и пермский оупен-эйр захватил совсем другими ощущениями. Вместо приятного вечернего времяпрепровождения – изнурительная дневная жара. Не комфортный отдых в креслах, а непрерывная многочасовая сутолока в перемещающемся людском потоке из 250 человек (ровно столько заключенных вмещал обычный лагерный барак). На каком еще оперном представлении в антракте вас накормят не изысками из театрального буфета, а простой едой из полевой кухни? А потом ошарашенных отправят в полукилометровый марш-бросок к участку строгого режима, где и пройдет второе действие оперы. Заставят пережить ужас ключевой сцены в полутемном бараке, чтобы затем вывести на свет божий и осчастливить бетховенским финалом освобождения и воссоединения: обнимитесь, миллионы!

Вопрос – кому и зачем нужен классический Бетховен с его утопической счастливой развязкой на территории лагерной зоны, той самой, где свой срок отбывали правозащитники Владимир Буковский, Валерий Марченко, Натан Щаранский, Глеб Якунин, – у побывавших на представлениях отпадает сам собой. Необходим нам, сегодняшним. Живущим в эпоху фальсификаций и попыток ревизовать прошлое. Пермский «Фиделио» вышел и напоминанием о недавно пережитом, и экскурсом в мировую историю политического насилия, и серьезным предостережением. Гражданская акция, внятный нравственно-этический жест, спектакль-поступок – называйте как угодно, но ничего не состоялось бы, не будь мощного художественного воздействия. Осенью в Перми «Фиделио» споют на сцене театра в сопровождении фильма об уникальном проекте.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1414
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3676
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2071
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2346

Другие новости