0
1345
Газета Культура Интернет-версия

06.12.2010 00:00:00

Скучно жить не запретишь

Тэги: выставка, живопись


выставка, живопись Посетители и живопись. Книги в центре – на картине, книги слева – в гардеробе галереи.
Фото Константина Ремчукова

В галерее «Триумф-Метрополь» открылась выставка Александра Виноградова и Владимира Дубосарского «На районе-2». Серия картин про московские будни продолжает тему, уже заявленную художниками в женевской галерее Шарлотты Мозер мартовской экспозицией «На районе» и на московской октябрьской выставке акварелей «Химки Life». Все три показа манифестируют новый виток творческих усилий знаменитого арт-дуэта.

Участковая с лицом Бритни Спирс и с призывно вскинутой коленкой. Увлекающая взгляд дальше и дальше... Девица с лицом неизвестным, но улыбающимся и счастливым, видимо, от соседства с президентским портретом, а также бодро топчущая шлепанцами асфальт «героиня» с пакетом D&G. Свора собак, десантник с алкашом на лавочке во дворе, толкающийся возле ларьков народец┘ Мешанина из серой, но при этом ярко раскрашенной художниками будничности соседствовала с публикой, избранной и гламурной, если можно так сказать, по-настоящему. Трудно сказать, было ли это всерьез или частью задуманного организаторами перформанса по случаю открытия: ходившие по залу девушки не позволяли гостям уединиться в их общении с прекрасным и то и дело возвращали к реальности: цена этой картины и той, что напротив, уточняли они, – 55 тыс. евро, та, что в середине, – стоит 75 тыс.

Про Дубосарского и Виноградова уже принято писать: они взяли на вооружение приемы соцреализма, их монументальные полотна всегда бодры и веселы. Можно вообразить, как на самом деле не цветаста жизнь «на районе», – художники показывают, что и она может быть в радость. Во всяком случае – с их участием, в их исполнении. В ней много солнца, с учетом масштаба, примерно по 250–300 евро на квадратный сантиметр.

Программный интерес Виноградова и Дубосарского к станковой живописи, к ее реанимации в контексте актуального искусства в данном случае очевидно оглядывается на гиперреализм. Который был, пожалуй, последним крупным «измом», работавшим с традиционной картиной и добавившим к ней предварительные прогулки по улицам с фотоаппаратом. Российский извод этого «изма» вспыхнул 20 с лишним лет назад и прожил не слишком долго, хотя некоторые его адепты работают до сих пор.

Самое любопытное в нынешней выставке не новизна – ничего нового в искусстве, как известно, уже не придумать. Жизнь пригородов живописали и 100, и 200 лет назад. Но всегда – с сочувствием к ее блеклым краскам, с состраданием к ее убожеству. Виноградов и Дубосарский как будто манифестируют решительное «хватит» этой одряхлевшей традиции и исполняют гимн «типовой» действительности, раскадровке повседневности, кишащей характерными типажами, которых вряд ли занятому человеку придет в голову из этой каждодневности извлекать.

Пафос всегда уживается с китчем, они всегда рядом, как близнецы-братья, а для Дубосарского и Виноградова это, как всегда, игра с реверансами в ту и в другую сторону: дань пафосу и китчу они отдают сполна. Огромные полотна в духе Urbi et Оrbi сделались эпопеей со сленговым названием про жизнь «на районе». Они не критикуют действительность с ее погоней за брендами, со смехотворным патриотизмом и далее–по-списку, они – ее расцвечивают, как детские картинки, на которых до встречи с детскими карандашами никакого цвета нет. Они добавляют масштаб. Получается весело, как всегда у Дубосарского с Виноградовым, и – грустно, едва лишь задумаешься про то, как на самом деле выглядит эта жизнь. Ведь эта жизнь – ее сюжеты не выдуманы: и милиционерка такая есть, которая радуется своему сходству с американской звездой, и портреты президента у нас сегодня везде... И собаки лают. Ветер носит...

Если серию «На районе-2» с ее реализмом и бытовизмом еще покрутить, как кубик-рубик, представить ее можно и как смешной ответ классической живописи XIX века. Ну, как если бы позапрошлому столетию предложили девиз вроде «Живи проще, не парься!». Поленовский «Московский дворик» стал бы «Днем десантника», где дворик тоже имеется, но он потерял беспричинную солнечную радость и потускнел в лицах виновника торжества и дворового завсегдатая. А например, федотовское «Сватовство майора» продолжилось бы картиной Дубосарского с Виноградовым «Свадьба в жизни только раз» с обычным лимузином, с обычными гостями, с обычным настроением одного из тысяч типичных торжеств. Ну, и не обойтись без чеховской «Дамы с собачкой», которая сохранила прежнее название и приобрела данные фотомодели. Игры с замещениями вполне уместны, ведь с хрестоматийными образами и Поленова, и Федотова Виноградов и Дубосарский уже работали. И не раз.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1117
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3041
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1716
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2063

Другие новости