0
1314
Газета Культура Интернет-версия

10.03.2011 00:00:00

Если бы Ленин остался в Швейцарии

Тэги: берлин, театр, премьера


берлин, театр, премьера Веселая революция в Швейцарии. Сцена из спектакля «Я буду здесь на солнце и в тени».
Фото с официального сайта театра

Всего на несколько секунд соприкасаются их губы, после чего тела под грубыми армейскими шинелями как током бьет – невидимая сила подбрасывает руки высоко вверх. Момент нежности длится так недолго, что через минуту кажется – все это героям просто приснилось. Политкомиссар и женщина Комдив давно уже не чувствуют того, что нечаянно «вспомнили» их тела. Жизнь в постоянном состоянии войны не оставляет им времени на сантименты.

Это состояние войны из романа «Я буду здесь на солнце и в тени» (переведен на русский в 2009 году) перенес на сцену Студии берлинского Maxim Gorki Theater художественный руководитель театра Армин Петрас. Писатель Кристиан Крахт в своем романе дал волю воображению – он с удовольствием описывает, что могло бы случиться с его благополучной родиной, если бы в 1917 году Ленин остался в Швейцарии.

Нам показывают мир будущего: Ленин умер, но дело его живет. Только – в Швейцарии. SSR (Советская Швейцарская Республика) к 2013 году превратилась в ужасное место, где идет нескончаемая война. Рассказчик, бывший легионер африканской колонии Советской Швейцарии, теперь – Политкомиссар, отправляется на поиски идеологически ненадежного полковника Брашински, который скрывается в Швейцарских Альпах. Брашински пробил систему туннелей, чтобы построить там коммунизм в случае, если родину захватят враги (вокруг Швейцарии сплошь страны с нацистским режимом).

Иллюзии рассказчика быстро развеиваются – он надеялся найти последнего настоящего коммуниста, а нашел помешанного на власти параноика, который давно уже не то чтобы в коммунизм, вообще уже ни во что не верит.

Армин Петрас отнесся к антиутопии Крахта серьезно. Его спектакль – страшная сказка для взрослых, далекая от реализма. Режиссер заливает сцену психоделическим светом, создает с помощью видеопроектора различные образы – например, бесконечного снегопада, и умно использует агрессивную музыку. Отличным актерам (Михаэль Крамер в роли Рассказчика, в других ролях Дженни Шили и Тиль Вонка) не нужно много вещей, чтобы создать ту или иную декорацию: два стула и 15 склеенных между собой пластиковых бутылок превращаются по необходимости в реку, душ или Швейцарские Альпы.

Петрас добивается чудесного эффекта: актеры становятся органической частью вымышленного мира, который с настоящим связывают только повторяющиеся реминисценции – вроде короткого воспоминания героев о любви или чтения Библии.

Так, стоят человек и кукла на пустой сцене. Когда Человек (Политкомиссар) понимает, что стоит на мине, на его лице проступает ужас. Глаза Куклы – лесной дух Уриэль – широко распахнуты, рот изумленно приоткрыт. Словно когда-то он увидел что-то страшное и выражение ужаса навсегда застыло на его лице. Уриэль медленно протягивает огромную грубую руку и осторожно бросает Библию под ноги Политкомиссару, спасая его тем самым от верной гибели. Позднее Комиссар листает книгу, и, с изумлением припоминая забытые слова, как в трансе, повторяет старые молитвы.

Что происходит с человеком, не знавшим в своей жизни ничего, кроме войны, интересует Петраса куда больше, чем трагикомические подробности очередной антиутопии. В финале спектакля циник Брашински недоверчиво спрашивает Рассказчика: «И ты действительно во все это поверил?» – «Да», – говорит он, открывает марлевый занавес, отделяющий сцену от зрительного зала, и уходит. Иллюзии окончательно утрачены.

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1391
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3631
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2047
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2323

Другие новости