0
1878
Газета Культура Интернет-версия

22.04.2011 00:00:00

Сережа со своей историей

Тэги: театр, современник


На встрече мэра Москвы Сергея Собянина с театральными деятелями Москвы снова заговорили о том, что потеряно целое поколение режиссеров. В «Современнике», тем не менее, делают всё, чтобы самые молодые не канули безымянными в Лету, и третий год на Другой сцене продолжается проект под названием «Опыты». Очередной спектакль – по рассказам Чехова – поставил Кирилл Вытоптов.

Кирилл Вытоптов объединил в своей работе два рассказа Чехова - «Учитель словесности» и «Страх», получился спектакль «Сережа». Темы рассказов схожи, а значит основания для такого шага имелись.

Обыденщина, пошлость, неумение жить по-настоящему ≈ вот то, о чем пишет Чехов: «Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости». Режиссёр позволил себе Сергея Васильевича Никитина (Никита Ефремов) ≈ учителя словесности, женившегося вроде бы по любви на юной девушке, сделать участником и другой семейной драмы, разворачивающейся в рассказе «Страх». Постепенно внешне благополучная жизнь становится мучительной и невыносимой. Он соблазняет жену своего друга. Сама измена не является драматизирующим началом. Она как раз прямое следствие разочарования героев в их семейной жизни и ничего уже по сути не меняет. Чехов никогда не стремился привлечь читателя искусно сделанным сюжетом. Напротив, то, что происходит внутри нас ≈ вот где настоящая жизнь. Кирилл Вытоптов сумел это почувствовать и проявить, и поэтому соединение двух текстов не выглядит режиссёрским своеволием. К тому же он очень бережен с чеховским текстом.

Смерть Ипполита Ипполитыча, учителя истории и географии (надо признаться, я не сразу узнала в этом закомплексованном, странноватом герое развязного и шабутного штабс-капитана Полянского, ≈ столь искусно Илья Лыков совершает это перевоплощение), становится переломным моментом, кульминацией, если хотите. Выражение удивления не сходит с лица героя. Он достаёт из-за пазухи еловые ветви, одну за другой. Столкнувшись со смертью этого человека, который в принципе и не жил (он постоянно выдаёт общеизвестные истины, как то, что лето не зима, зимой топить нужно, а летом и так тепло), Серёже вдруг открывается пустота и пошлость его собственной жизни. Его милая, живая Манюся уже не та. Её заботы теперь ограничены кувшинами со сметаной и молоком. «Мармеладу наелась», - жалуется она мужу. И в этом сладком, липком кушанье выражена вся пошлость жизни. Часть сцены опускается, и чёрная пустота, открывшаяся взору героя и зрителей, с одной стороны дорисовывает картину похорон учителя, но вместе с тем символизирует страх и ужас, которые охватывают героя.

Следующая семейная драма разворачивается уже на фоне этой пропасти, к которой герои подходят, иногда даже спускаются в неё, но страх все это не перебарывает, страх теперь неизменно царит на сцене. Дмитрию Силину (роль которого опять же исполняет Илья Лыков) страшно от того, что он совершенно не знает человека, живущего с ним рядом, свою жену, а это пострашнее любых привидений. Его семейная жизнь ≈ вот его страх. Он страстно любит свою жену, но она вышла за него не по любви. Он мучается и не понимает этого. Жизнь, настоящая жизнь ускользает от героев, а они наблюдают с недоумением за этим и не находят в себе сил что-либо изменить. Это бессилие выражено в сцене, когда Силин бросается на чёрные ширмы-декорации. Словно ищет выход и не может его найти.

В работе режиссёр мог использовать декорации и костюмы, уже имеющиеся в театре ≈ это одно из условий участия в «Опытах». В театре с такой историей, конечно, это не может явиться проблемой для режиссера или художника. Два кожаных дивана, на которых небрежно разбросаны пучки соломы, неожиданно становятся лошадьми: герои, пристроившись на их подлокотниках, совершают конную прогулку. Соединённые вместе они же являют собой гроб, в котором хоронят учителя. Доска с цитатой из Пушкина не только отражает род деятельности главного героя.

На ней крупными буквами выводит Силин слова жены: «Я вас не люблю. Но буду вам верна», которые когда-то показались ему залогом счастья, а теперь вызывают чувство непонимания и страх. Опять же с помощью доски с первых минут зрителю, плохо помнящему чеховский текст, сразу становится ясна расстановка персонажей. Отец отмечает на ней рост дочерей по мере их взросления.

В одном из интервью Кирилл заметил: «С теплотой рассказать о человеке и его проблемах ≈ это большое испытание для молодого режиссёра». Чеховские герои в изложении Вытоптова вдруг вызывают умиление, к ним за недолгое время спектакля успеваешь привязаться. Особенно запоминается Манюся Шелестова (Дарья Белоусова)≈ очаровательная, детски непосредственная, абсолютно невымученная игра. Исполняя эту роль, думается, очень сложно удержаться в рамках, не переиграть, почувствовать грань, где постоянная оживлённость и весёлость начинают тяготить зрителя. А она кувыркается, прыгает, скачет, оставаясь неизменно естественной.

В самом названии спектакля выражено любовное отношение режиссёра к героям. «Серёжа». Возникает ощущение, что герои Чехова и Вытоптова ≈ дети, заброшенные в этот мир и не умеющие найти в нем правду. Ключом к такому пониманию становится первая сцена, где гимназистку ее подруги запирают в классной комнате. Она колотит в дверь, но ей не открывают. И вся жизнь, выходит, похожа на такую же жестокую, хотя и беззлобную детскую шутку.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1834
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4437
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2422
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2770

Другие новости