0
1727
Газета Культура Интернет-версия

02.06.2011 00:00:00

О христианском милосердии

Тэги: театр, фестиваль


театр, фестиваль На фоне Мессины снимается семейство...
Фото предоставлено МТФ им. Чехова.

Спектакль Ромео Кастеллуччи, итальянского театрального режиссера и художника, новатора, которому, впрочем, уже за пятьдесят, называется «долго» и сложно – «Проект «J». О концепции Лика Сына Божьего». Меж тем первоначальная информация обнадеживает – идет он меньше часа. Но скоро выясняется, что зрелище это – трудное, даже тяжелое, некоторым зрителям становилось плохо, и они покидали зал, не дожидаясь духоподъемного финала.

Театриум на Серпуховке теперь, вероятно, всегда будет приходить в голову тем, кто привозит спектакли, грозящие сильно запачкать сцену. Начало было положено Терезой Дуровой, которая дала развернуться здесь фантазии Владимира Мирзоева: в его «Драконе» на сцену выливаются тонны жидкой грязи, год назад здесь играли немецкого «Гамлета», где вся сцена была завалена торфом. У Кастеллуччи – история, в общем, простая, бытовая. Зрительница, сидевшая в пятом ряду, вскоре после начала заметила, что все то же самое она у себя дома видит каждый день. На сцене – белый кожаный диван, белые стулья, кровать, застеленная белоснежной свежей простыней. В белом халате перед телевизором сидит седой старик. Входит сын – костюм, галстук, белая рубашка.

Старик поднимается, поворачивается спиной к публике, мы видим на белом халате пониже спины неприятное желто-коричневое пятно. На пятьдесят минут, что идет спектакль, никаких других событий: у старика – расстройство желудка, сын, сняв пиджак, меняет памперсы, моет запачканный пол, протирает чресла. «Ну как же так? Что же ты такое съел?» – «Прости меня, прости» – вот и весь диалог, который ведут Джанни Плацци и Серджио Скралателла. Почти не меняя интонаций, повторяют почти одно и то же не раз и не два... Кастеллуччи в данном случае и автор идеи, и режиссер, известен и как художник, и образование он получил именно художественное, и новый его спектакль – именно в порядке сочетания цветов и в том, как в эти 50 минут меняется картинка и одновременно, со сменой картинки, меняется и умножается смысл, – можно назвать и спектаклем, и перформансом. И в этом перформансе много живых человеческих чувств, что в актуальном искусстве встречается нечасто. Можно упрекнуть постановщика в некотором нагромождении ужасов, не всегда правдоподобном: ну кто станет тащить отца в кровать, имея в виду все описанные обстоятельства? Правильней – в ванную. Однако Кастеллуччи тут же вскрывает прием, и старик в открытую берет бутыль с коричневой жижей и поливает ею и себя, и до того такую белую, чистую постель.

А потом оба актера уходят со сцены. Высвечивается лик Иисуса, очень красивое, открытое лицо – это Антонелло да Мессина, у которого такие хитрые мужики на портретах, такие себе на уме старики... Сын, прежде чем покинуть сцену, подходит к огромному полотну и упирается в губы, губы в губы, и коротко говорит с Иисусом. Мысль не оригинальная, но тут – пронзающая: каждый отец (не только Отец) посылает сына на испытания, не всегда, конечно, грозящие гибелью и распятием. Дальше, по ту сторону этого лика, ткань натягивается и – то ли мысль, то ли слеза прокатывается по лицу – с обратной стороны рисованного задника пробирается вверх и вниз актер. А потом этот чистый и ясный лик заливает жидкость, лик темнеет, и в контексте только что виденного жидкость эта имеет вполне определенное истолкование. А потом – ткань вспарывается и загораются люминесцентные буквы, по-английски: «Ты – мой пастух», а потом среди фразы возникают еще три буквы – «not» – «Ты не мой пастух». Потом и эти, и все другие буквы гаснут и лик, невредимый, освещается вновь. Вот и всё. И просто. И сложно. Аплодисменты. И абсолютное понимание, что у нас нечто подобное и вообразить невозможно. Режиссерам в голову не придет поставить, а если вдруг придет в голову, отговорит директор театра: кто купит билеты? А если кто и купит, тут же явятся защитники Церкви, поскольку увидят здесь оскорбление чувств верующих. Хотя вера – вот она, здесь. Как в том вопросе – что есть истина? Здесь, перед нами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2103
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4811
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2636
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3033

Другие новости