0
2351
Газета Культура Интернет-версия

20.06.2011 00:00:00

Она была личностью

Людмила Алексеева

Об авторе: Людмила Алексеева, глава Московской Хельсинкской группы

Тэги: правозащитники, елена боннэр, сахаров


правозащитники, елена боннэр, сахаров Елена Боннэр прожила яркую жизнь.
Фото ИТАР-ТАСС

18 июня в Бостоне (США) в возрасте 88 лет скончалась вдова академика Андрея Сахарова Елена Боннэр, видный общественный деятель и правозащитница.

Елена Георгиевна была неотделима от Андрея Дмитриевича, которого преданно любила. Они всегда были по-настоящему вместе – и в горе, и в радости. И в то же время жизнь ее была наполнена профессиональной работой, ведь она была очень энергичной женщиной. Очень трудно было различить, что они делали порознь, а что – вместе... Мы все знаем, какие испытания она с ним разделила. Быть женой Сахарова – тяжкий и постоянный труд.

Андрей Дмитриевич немало поспособствовал образованию Хельсинкской группы. Сам он, правда, в нее не вошел. Сказал: «Я человек, всегда работавший индивидуально, мне трудно работать в группе». А вот Елена вошла. И как бы всему миру доказывала отношение Сахарова к нашей деятельности – как положительное. Символично, что первое объявление о создании группы было сделано у них на квартире, 12 мая 1976 года. Журналистам приглашенных зарубежных изданий вручили заявление о создании Московской Хельсинкской группы, под которым стояло 11 подписей ее членов, в том числе и Елены Боннэр. Она собственноручно отпечатала это объявление на машинке. Злопыхатели говорили потом – Елена, мол, не работала в группе, только имя Сахарова дала ей. Это неправда – она работала. И еще как.

Елена всегда сама все печатала на машинке – Сахаров не умел этого делать. Но тем не менее и она, и Сахаров участвовали в работе группы. Они приезжали на наши пресс-конференции, участвовали в составлении значительной части документов. Когда Юрий Орлов, глава группы, 10 февраля 1977 года был арестован, а вместе с ним и многие его товарищи, оставшимся приходилось работать гораздо больше, и тут уж Елена Георгиевна работа в группе в полную силу. Я виделась с ней в 1979 году, когда Сахаров добился того, чтобы ее выпустили во Флоренцию лечить глаза. У нее были проблемы со зрением, а я жила в это время уже на Западе. Приехала во Флоренцию, чтобы узнать, что происходит в России. И она очень подробно, как собственное личное дело, рассказывала о тех сложностях и проблемах, с которыми столкнулась наша группа. После смерти мужа она стала инициатором создания Сахаровского центра.

Никогда Елена Боннэр не была иностранкой. Она всегда жила тем, что происходило в России. Она была личностью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2030
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4713
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2575
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2961

Другие новости