0
1861
Газета Культура Интернет-версия

24.10.2011 00:00:00

Тишина Айнарса Рубикиса

Алексей Райков

Об авторе: Алексей Райков, Новосибирск - Москва


На улицах Новосибирска и сегодня можно встретить слова Ломоносова - о том, что могущество России Сибирью прирастать будет. Их вспоминаешь, когда сталкиваешься с какой-то очевидной удачей, - на днях, например, когда в Новосибирском академическом театре оперы и балета состоялся концерт, на котором за дирижерским пультом стоял молодой Айнарс Рубикис, которого так и хочется назвать открытием, а сам концерт - историческим, хотя и прошел он вдали от столицы. Мездрич, вернувшийся из Ярославля в ему хорошо знакомый Новосибирский театр оперы и балета, всякий раз как будто вспоминает о своем первом геологическом образовании, и снова начинает копать, искать новые имена. И - находит. Как когда-то вытащил сюда и создал исключительные условия для Теодора Курентзиса, гражданина Греции, который вырос и приобрел популярность именно с этим сибирским театром, и став феноменально востребованным, покинул «родной дом», как это и бывает во многих семьях. Когда следом за одним появляется новый иностранец – это настораживает. Не много ни мало, как и приезд героя «Мертвых душ» Гоголя в город в N.

Айнарс Рубикис – не Чичиков, это точно. Лауреат первой премии Международного конкурса дирижеров имени Г.Малера в Германии в 2010 году, лауреат первой премии Международного конкурса молодых дирижеров Зальцбургского фестиваля в Австрии в 2011 году. Он не просто собрал битковой зал (тут надо напомнить, что Новосибирская опера, построенная в 45-ом, - один из самых грандиозных театральных зданий от Варшавы до Шанхая, зал вмещает две тысячи человек, тут бабушками с бесплатными пропусками зал не обеспечить) на симфонический концерт, не просто проявил после недельных репетиций удивительное взаимопонимание с оркестром театра, не просто небанально исполнил сочинения Дебюсси, Гайдна и Малера, принесшего ему лауреатство, - он вызвал волнение, что случается на академических концертах нечасто. Вряд ли публика заранее готовилась к сильным впечатлениям, однако совпадение приятное: мобильные телефоны не звонили во время концерта, дверьми никто не хлопал. Тут не как в Москве. Вообще в Новосибирске любят и ценят своих артистов, к варягам относятся настороженно, а уж предательства не прощают.

Айнарс Рубикис взял зал сразу, как только встал за пульт, одномоментно, причем - еще до того, как успел взмахнуть дирижерской палочкой. Заворожил молчанием, паузой. Таким мучительно долгим было ожидание тишины из которой родилась музыка!

Выбранная дирижером программа выбранная была соразмерна возрасту и уже накопленному опыту музыканта. Он и программу выстроил в той последовательности, в какой композиторы сочиняли свои опусы. И был, можно даже сказать, по-ученически, но можно напротив углядеть и в этом особое мастерство, даже раннюю мудрость: все написанные ноты звучали, не теряясь в бурных темпах молодого интерпретатора. «Послеполуденный отдых Фавна» был исполнен с какою-то изысканной образностью и одновременно - почти исповедально, как будто Рубикис дирижировал про себя, и этот сон Дебюсси был историей из жизни гостя из Латвии. Кульминацией концерта стало исполнение Четвертой симфонии Малера. В заключительной части симфонии вокальную партию исполнила сопрано из Германии Лидия Тойшер. Ее насыщенный голос, какое-то почти детское выражение лица, думается, очень подходили тому детскому образу Рая, который слышится в малеровской симфонии. Певица эта, кстати, в Ноябре планирует выступить в Москве, она исполнит одну из партий в опере Моцарта «Волшебная флейта» на сцене Большого театра. А вот на встречу с Рубикисом москвичам пока остается только надеяться, так как этого города в его планах пока нет. В Новосибирске в декабре он будет дирижировать снова - оперой «Кармен» и балетом «Лебединое озеро».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1340
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3507
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1987
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2276

Другие новости