0
959
Газета Культура Интернет-версия

26.12.2011 00:00:00

Веселыми глазами

Тэги: музей, выставка


Она прожила девяносто четыре года. Родилась при Николае II, умерла при Ельцине. Пережила революцию и войну, оттепель и перестройку. Судьба как будто берегла художницу, и уберегла не только от испытаний, через которые прошли многие наши соотечественники, но и от греха социалистического реализма, с которым Татьяна Маврина ничего общего не имела, несмотря на все требования эпохи.

Уж если и было у художницы что-то общее – то, пожалуй, с Матиссом. Особенно если представить Матисса, который родился бы в России, и был бы поклонником лубочных картинок и городецких прялок. И еще, пожалуй – с Ренуаром и Пикассо. Хотя каждого из этих художников Маврина переосмысливала по-своему – подчас в духе озорном и хулиганском. Вот, скажем, картина Пикассо – таинственное, непроницаемое лицо, африканская маска. В интерпретации Мавриной она превращается в физиономию мужичка-забулдыги.

Многие из ее картин – своего рода путевые дневники, отчет о странствиях по маленьким русским городкам и деревенькам. Вообще-то рассказ о путешествии по России у большинства авторов оказывается наполненным гражданской скорбью или хотя бы меланхолией – таковы уж законы жанра. Во всяком случае, я не могу припомнить ни одного примера столь веселого и радостного путевого дневника, как у Татьяны Мавриной. Художница смотрела на жизнь, как она сама объясняла, «веселыми глазами заволжских кустарей». Тех, которые любуются и конем, и цветком, и барыней в пышном кринолине. Подобно им, Маврина украшает свои картины надписями, бегущими иногда по небу, иногда вдоль дороги, а иногда вылетающими, подобно дыму, из трубы (поясняя, например, что труба принадлежит «заводу газированной воды»). Всякое время года сияет на картинах Мавриной самыми чистыми и яркими красками, и выглядит все это абсолютно убедительно: нет, не грустна наша Россия, и все в ней празднично: «городки допотопной уютности», снег, солнце, птичьи стаи, деревенские старухи, цыганки┘

И все-таки больше всего Татьяна Маврина известна своими сказками. Живописными сказками. Недаром она – единственная из русских художников – получила андерсеновскую медаль. На ее ярких книжках уже не одно поколение выросло. Так она, в общем, и запомнилась большинству: Маврина – это русские сказки. Выбор художницы, конечно, легко объясним. От сказки никто реализма не потребует, здесь царит неограниченный простор фантазии и буйство цвета. И еще одно – талант Мавриной удивительно созвучен творчеству русских сказочников. Это сочетание умного простодушия, веселой наивности с тонким, беззлобным юмором. Оглушительная палитра и удивительное целомудрие в изображении эмоций. Мир, в котором все живое – и месяц, и солнышко┘

Маврина бы могла писать иконы, да эпоха не благоприятствовала. Тогда художница придумала другое: она писала цветы на фоне икон. И получались у нее силуэты архангелов, обнимающие букеты полевых трав. Иконы срастались с букетами в единое целое, цветы прорастали к небу. «Неслыханная простота» водила радостной кистью художницы, и оттого ее взгляд был всегда сродни молитве.

Звери на картинах Мавриной тоже напоминают об иконах, фресках, каменной резьбе, украшающей русские храмы. Ведь русское древнее искусство с большой любовью относится ко всякой твари Божьей, оттого так часто изображает цветы и животных. Звери среди цветов – особая тема в творчестве Мавриной, особая радость о мудром устроении мира. «Кот весенний», «Кот осенний», волк, заяц с букетом клевера┘ Конечно, не бывает ни таких животных, ни таких цветов. Но это с одной стороны. А с другой – возможно, картины Мавриной говорят самое главное обо всем этом зверином и растительном царстве. Вот как хорошо пишет Честертон о средневековых художниках: «Если они рисовали царя, он поистине царствовал; если рисовали цветок, он цвел. Их рука могла ошибиться, неправильно изобразить тот или иной предмет, но их разум не ошибался: они знали, в чем суть предметов». Маврина – носительница этого самого любимого Честертоном «духовного здоровья», присущего народному искусству и старым мастерам: она верит в то, что истинная суть вещей прекрасна, а значит - не подвержена никакому вреду и тлению. Все прочее – случайные и наносные черты.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2060
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4752
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2603
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2990

Другие новости