0
2248
Газета Культура Интернет-версия

29.12.2011 00:00:00

Снотворчество

Тэги: выставка, юрий альберт


выставка, юрий альберт Сновидец Юрий Альберт.
Фото ИТАР-ТАСС

В галерее Stella Art Foundation открылась вторая часть проектной трилогии творческого объединения «Купидон» – выставка Юрия Альберта «Метаморфей». Сюда стоит пойти, чтобы поговорить по телефону со сновидениями лауреата Премии Кандинского 2011 года, посмотреть на карандашные их транскрипции Виктора Скерсиса и просто умилиться медным «шишечкам» старой дачной кровати.

На извечный советский вопрос – что дают? – в снах художника имеется один ответ – картины. При этом ирреальность бессознательного Альберта поразительно схожа с реальностью: создается впечатление, что на протяжении многих лет художнику снится один длинный сон, в котором Пригов все делает выставки, Пушкин все пишет стихи, Деготь все говорит о прекрасном, правда, сидя на краю ванной, Кулик все звонит в колокола, а проходящий мимо мужик рефреном все констатирует: «Это – не искусство».

«Метаморфей» – это выставка-иллюстрация к ночному дневнику Альберта «Что я видел», состоящему из описаний снов художника, – ребус, который каждый разгадывает сам. Ряд из 13 телефонных кабинок переговорного пункта междугородной связи советского прошлого с той самой блондинистой куклой поп-артовского комикса, которая говорила в трубку: «Юрий, ты не Лихтенштейн». Верхняя запятая – оцинкованное ведро с водой, нависающее над зрителем, полновесно напоминая, что между сном и бодрствованием проходит тонкая грань. Уютный закуток с кроватью, где в часы вернисажа, приняв снотворное, сам автор спал, словно в утробе матери, под кругом нарисованной груди.

«Купидон» – творческое объединение, созданное четыре года назад персонажами второй концептуалистской волны 80-х Юрием Альбертом, Виктором Скерсисом и Андреем Филипповым в ответ группе «Капитон», где серьезным искусством занимаются классики отечественного концептуализма во главе с Андреем Монастырским. На выставке «Художник и его модель» – первой части проекта-триптиха, реализуемого в пространстве фонда, – Альберт лаконично пишет черным по белому: «Если то, на что вы смотрите, искусство, то я, наверное, занимаюсь чем-то другим», что лишний раз доказывает, что художник вовсе не далек от народа, что проходящего мимо мужика он понимает. И это, несомненно, импонирует.

Метафизика сна, воспетая сначала Джорджо де Кирико, а затем сюрреалистами, у Альберта толкуется не визуальным, но вербальным образом, сохраняя свою сущность в зыбкости и туманности. Длинные взрослые сны о выставках академического рисунка сменяются мальчишескими сидениями на ветках дерева. Онейроидное состояние, мастерски тасующее вымышленные события с обыденными, конструирует свою Москву – сонное царство, в котором есть только галереи, ЦСИ и квартирники – пункты назначения, между которыми курсируют художники, критики и козы с бантиками. Очевидно, что бытие определяет не только сознание, но и бессознание тоже.

Автопортрет с закрытыми глазами, экскурсии по экспозиции провинциального музея с глазами завязанными – мистическая тема остающегося наедине со своим «Я» человека, будь то во сне или наяву, в творчестве художника одна из самых значимых. Кальдероновское «жизнь есть сон» воссоздается Альбертом с мастерством маститого рыночного торговца, на прилавке которого разложены толкования на любой вкус. Интерпретационное поле возможных трактовок бесконечно.

Словарное определение приставки «мета»: часть сложных слов, означающая промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, в контексте данной выставки – промежуточность сновидений, следование за Морфеем и переход из сна в сон.

Летописание «полетов во сне и наяву», кропотливое документирование небывалой художественной жизни Москвы, полупрозрачность сна, полупрозрачность кальки – Юрий Альберт вместе с Виктором Скерсисом инсталлируют коммунальное бессознательное всеобщего художественного «Я». Спящая «Олимпия» Мане – прямое тому доказательство.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2258
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5042
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2774
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3197

Другие новости