0
1770
Газета Культура Интернет-версия

16.01.2012 00:00:00

К чему снится ослик

Тэги: гцси, выставка


В Государственном центре современного искусства открылась выставка «Норман. Архетипические вариации». 12 представителей московского концептуализма выставляют по 12 работ, и, что символично, – в новом, 2012 году. Пойти сюда, чтобы посмотреть на убийство в миллиметровке, вспомнить «Сон в летнюю ночь» Шекспира, осознать, что звезды американского флага есть кладбище домашних животных, и понять, что же такое – трактовка сна.

Говорящая голова лежащего на кровати «профессора» Саймона Вальдрона рассказывает сон, приснившийся ему три года назад, а психоаналитики от искусства художественно записывают поведанное. Выступая в роли не толкователей, но иллюстраторов услышанного, авторы наглядно доказывают тот факт, что тираж литературного произведения равняется количеству видений, мнений и мыслей о нем.

Фабула истории проста: мальчик Тим дружил со старым осликом Норманом. Любящие родители, заботясь о чувствах своего чада, решили подменить больного друга на юного и резвого, чтобы их сын не переживал, столкнувшись со смертью. Но мальчик ложь во спасение не оценил, заболел и умер. Неразумным родителям оставалось только любить нового ослика, как родного сына┘

Сценография пространства выставки представляет собой поставленную на repeat историю, рассказанную сериями в 12 частях. Классические комиксы Георгия Литичевского соседствуют с классическими же текстовыми работами Юрия Альберта. Но если первый полностью придерживается свойственной ему стилистике, то второй выступает в роли визуализатора текста для незрячих – словесные послания, написанные гипертрофированным шрифтом Брайля, теперь видимы слепым.

Тонкая игра театра теней Ларисы Звездочетовой: изящные силуэты нарисованных персонажей рифмуются с реальными тенями строк, курсивом описывающих действо. В противовес изысканным витийствам – монотонная раскадровка «одного и того же» поп-артовского сна Бориса Матросова. Классическое триединство супрематизма «квадрат–круг–крест» в работе дуэта Игоря Макаревича и Елены Елагиной трансформируется в «слоник–ослик–крест».

Закуток с двенадцатичастным полиптихом Ирины Вальдрон – викторина на знание классиков современного искусства. Семантика использования общепризнанных знаковых работ с новым обозначающим их смыслом: банка уорхоловского супа есть трагическое варево трактуемой истории, «Черный квадрат» Малевича есть смерть, не-трубка Рене Магритта есть осознание «это не-Норман». Покатые холмы акварелей Никиты Алексеева – словно задник, на котором лаконично разворачивается действие. Сам автор о своих работах пишет: «Я пытался сделать нечто похожее на удивительные английские акварели XIX века. Получилось что-то другое, скорее похожее на Эмили Дикенсон». И действительно, пастельные тона и притихшие цвета графических листов Алексеева схожи поэтическим настроением со стихотворениями английской поэтессы.

Виктор Скерсис рассказывает печальную историю иероглифическими символами, где знак равенства означает смерть и встречу двух друзей. Автор говорит, что цикл «Сетка» построен на совмещении двух изобразительных систем: средневекового восточного орнамента и современного западного экспрессионизма. Андрей Филиппов предлагает зрителю собрать воедино неверно разложенный двенадцатичастный пазл, а Константин Звездочетов лаконичными схемами вычерчивает драматический сюжет. Перевод сна Вадимом Захаровым подчеркивает его метафизичность – невозможность прочитать написанный текст, невозможность проверить истинную суть троеточия. Видеоряд Николы Овчинникова с синтезированным звуком рассказываемого сна фоном сопровождает зрителя, погружая его в изобразительное сонное царство.

Архетипичность понятий «дружба», «забота родителей», «смерть» – несмотря на общепринятые коллективным бессознательным смыслы, понимание жизненных ценностей, у всех разное, как и их видение. Сно-видение. Сходить, чтобы сравнить и выбрать ту трактовку, которая ближе. Кроме того, если верить сонникам, дети, сидящие верхом на осликах, снятся к счастью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2254
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5034
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2769
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3191

Другие новости