0
1127
Газета Культура Интернет-версия

06.02.2012 00:00:00

Игра в классики

Тэги: выставка, фотография, история


выставка, фотография, история Михаил Горбачев за час до избрания президентом СССР.
Фото Бориса Кауфмана

Две выставки – два набора фотографий – два сравнительных ряда. Здесь можно посмотреть на хронику сегодняшней официальной политической жизни и кулуарные истории из политической жизни вождей, похороны Политковской и похороны Брежнева, задворки Петербурга и закоулки Тбилиси. Пойти, чтобы почувствовать разницу между митингующей общественностью и партийным лизоблюдством и осознать, что жизненные парадигмы государства российского не меняются, а их архетипичность заложена на подсознательном уровне: правители правят, рабочие работают, фотографы фотографируют.

В «Галерее Кино» до 10 февраля открыта ретроспективная выставка Бориса Кауфмана «Во времени». В небольшом, камерном помещении галереи висит фотографическая документация 50-летней выдержки. От падающего в обморок Брежнева, траурного митинга по Черненко (страшная картинка из романа Оруэлла: одинаковые люди в одинаковых пальто, на плакатах – один и тот же портрет мимолетного вождя) до Горбачева накануне инаугурации.

А в Тбилиси за час до обеда по склону мощеной улицы бежит девочка, держа в каждой руке по буханке хлеба. В формате вечности очевидно, что маленький француз Картье Брессона, держащий в каждой руке по бутылке вина, вышагивает где-то по соседней улице. Рыбачка с острова Кихну плетет сеть, курящий самокрутку продавец огурцов – человек, явно знающий цену не только овощам – отсутствующим взглядом смотрит на покупателя, 100-летняя морщинистая старуха Патимат угрюмо молчит. Рассказанная милейшей дамой-смотрителем история о том, что портрет Феллини работы Кауфмана стоял у режиссера на рабочем столе, казалась лишь восторженной мечтой, выдаваемой за действительность. Однако история была правдивой.

А в 70 лет Кауфман открыл для себя фотошоп┘ Маститый репортер с завороженностью мальчика, попавшего в магазин игрушек, бережно перебирает понравившееся: тут портрет с текстурой холста, там нежная акварельная девушка, свернувшаяся в клубочек. Парадокс: сегодня мода на пленочную съемку заставляет молодых любителей разбираться во всех ее премудростях, в то время как старые профессионалы ценят цифровые изображения. Хотя фотограф и не разделяет этой фанатичности, сам говорит: «Когда я в первый раз проявил фотографию и вдруг увидел, как на бумаге проступает то, что я когда-то снял┘ В этот момент сакраментальное фаустовское «Остановись, мгновенье!» меня поразило совершенно, заставило бросить институт и заниматься только фотографией. Наверное, это был правильный шаг». Есть еще неделя, чтобы оценить правоту высказывания.

А в Мультимедиа Арт Музее (он же Московский дом фотографии) до конца февраля идет выставка «Коммерсантъ. Свободная камера». Организаторы небезосновательно настаивают на ее беспристрастности, оперативности и достоверности. Благодаря особому взгляду фотокорреспондентов ИД можно объективно (от слова «объектив» – в том числе) оценить картину сего дня. Работу депутатов на заседаниях Государственной Думы, где они ухаживают за дамами: сначала целуют ручки, потом трогают бюст – все по протоколу. И тут же увидеть, что сопереживающий простым смертным чиновник задается на листочке вопросом о судьбе Химкинского леса. Полюбоваться румяной кустодиевской красавицей в голубом сарафане, простодушно рекламирующей растянутый на кривом заборе транспарант «Бьет – значит любит». А также посмотреть на Медведева в огне.

Помимо всего прочего аттракцион невиданной щедрости – можно взглянуть на мир глазами русских писателей. Александр Петросян – человек, в видоискателе фотоаппарата которого можно увидеть, как жители Петербурга, словно фриз из оживших персонажей «Шинели» Гоголя, переходят один из многочисленных маленьких мостов в метель; как толстый щекастый водитель асфальтового катка мирно и мерно спит в своей кабине, в то время как внизу асфальтоукладчики починяют ухабистую дорогу города будто бы Глупова. А может, и не будто бы.

Прочерченные в холле музея классики, где фигурируют цифры от 2012 до 2024, привычным с детства ритмом квадратов – смотри, не задень границу – показывают довольно оптимистичный взгляд в будущее. И наплевать на конец света. В течение 12 лет точно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2231
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4995
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2748
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3162

Другие новости