0
1932
Газета Культура Интернет-версия

26.03.2012 00:00:00

Герои и геморрои

Тэги: театр, мхт, премьера


театр, мхт, премьера Яна Гладких и Юрий Лахин, Соня с папой, Мармеладовым.
Фото ИТАР-ТАСС

Малая сцена МХТ встречает зрителя свиной тушей, подвешенной за ноги под потолком сцены. Головы у туши нет, зато вся она измазана кровью и тем самым словно задает авторский тон спектаклю: дескать, все вы свиньи безголовые, в крови утонувшие. Дальше в течение почти трех часов персонажи постановки Льва Эренбурга «Преступление и наказание» доказывают этот нехитрый и определенный авторский тезис.

Кровь здесь повсюду – она то вырывается из носа Раскольникова (Кирилл Плетнев), то сочится из уха Свидригайлова (Евгений Дятлов), то остается на пальцах Катерины Ивановны (Ксения Лаврова-Глинка), когда она, кашляя, прикрывает рот ладонью. Кровь здесь говорящая. Вот Раскольников исчезает за витражной перегородкой, выполняющей функции то занавеса, то крыши, то ширмы, и возвращается на сцену с топором в руке и измазанный кровью. Самого преступления мы не видим – кровь нам все рассказала.

Физиологии в спектакле Эренбурга больше, чем в медицинском справочнике. Премилые физиологические недоразумения, которыми полна жизнь всякого живого человека, здесь, как расшалившиеся первоклашки, выскакивают то к месту, то не к месту по всей канве спектакля. Усевшись за стол с Порфирием Петровичем (Федор Лавров) и Раскольниковым, Митя Разумихин (Максим Блинов) смачно рыгает, чем вызывает доброе брюзжание дядюшки. Сам Порфирий Петрович, грозный сыщик и тонкий психолог, по вечерам принимает ванночку для заднего прохода – геморрой замучил, – подробно и поэтапно осуществляя этот регулярный медицинский ритуал. Сестра старухи-процентщицы Лизавета (Ольга Воронина) и вовсе откровенно безумна и страшновата – ее слова еле-еле пробиваются сквозь утробное мычание, смотреть на нее неловко, и даже наступает некоторое облегчение, когда Раскольников отправляет ее на тот свет вслед за старухой. Старуху, кстати, мы и вовсе не видим. Да и зачем она нам? Для Льва Эренбурга, который замыслил спектакль, мягко говоря, аскетичный по части присутствия автора самого романа, старуха как-то и вовсе ни к чему. Нефункциональна.

Вот Петр Петрович Лужин (Эдуард Чекмазов) – он да, ходячая функция. Сытый, богатый и плохой. Или Свидригайлов в исполнении Евгения Дятлова. Точнее сказать – Дятлов в исполнении Свидригайлова. Потому что Дятлов тут – тоже функция, и немаловажная. Он словно каждую секунду напоминает нам, что по большей части снимается в прайм-таймовых сериалах. Он и появляется впервые на сцене так, как появляются свадебные генералы – пышно и со знанием собственной значимости. А потом, чтобы мы не забыли, кто перед нами, поет под гитару ернически задушевные романсы: как известно, Дятлов – популярный исполнитель романсов.

«Достоевские» бури, обычно нагревающие душу и мозг почти до состояния кипения, в спектакле МХТ сводятся лишь к той самой крови и последнему монологу Катерины Ивановны, произносимому ею по мере карабканья на самый верх многофункциональной перегородки со страстью Свободы, зовущей на баррикады с картины Делакруа. Этот эпизод – едва ли не единственный, в котором жизнь неожиданно впрыскивается в засушенные жилы героев. Еще моментами кажется живым и страдающим сам Раскольников в нервном исполнении Кирилла Плетнева. Справедливости ради надо заметить, что каждый персонаж сам по себе сыгран актерами достойно и честно – и Федор Лавров в качестве Порфирия Петровича умеет найти точные характеристики для своего героя, кроме геморроя. И Евгений Дятлов, несмотря на свою неумеренную фарсовость, нет-нет, да и заставит задуматься о природе русского порока... И что бы им вместе не сбиться в единую актерскую команду? Но нет, каждый сам по себе выходит, произносит, горячится, восклицает, кровоточит – и все в пустоту какую-то, в пропасть. Спектакль рассыпается сразу, даже не успев собраться.

Впрочем, заявленный жанр – «Сцены по мотивам романа Достоевского» – наверное, все спишет. По крайней мере авторы спектакля в том явно уверены.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2325
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5154
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2852
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3293

Другие новости