0
1669
Газета Культура Интернет-версия

21.08.2012 00:00:00

...И никогда не ругались

Сергей Лебедев

Об авторе: Сергей Владимирович Лебедев - журналист.

Тэги: можайск, колония, театр


можайск, колония, театр «Классная драма» (на фото – Константин Кожевников и Евгения Беркович) добралась до Можайска.
Фото предоставлено Центром содействия реформе уголовного правосудия

Восемь пьес за семь дней написали и поставили 12 подростков из Можайской воспитательной колонии. В этом им помогли драматурги и режиссеры Евгения Беркович, Любовь Стрижак, Константин Кожевников, Юрий Муравицкий, а также куратор Мария Крупник, совместно с Театром.doc организовавшая проект под названием «Классная драма» – наш ответ эдинбургскому Class Act, поддержанный Министерством культуры РФ и Центром содействия реформе уголовного правосудия.

Колония – на отшибе Можайска. Выходишь из автобуса – в округе ни души, аншлага не предвидится. Но уже на втором КПП охранник жалуется другому на наплыв народа. Тот в ответ: «Радовался бы! Вот уедут, и будем жить, как в тюрьме – никто не выходит, никто не заходит…»

Хотя Можайская воспитательная – к слову, еще образцово-показательная среди аналогичных учреждений – на тюрьму похожа мало: это только снаружи вышка да колючка. Внутри скорее скудный на досуг пионерлагерь с футбольным полем, баскетбольной площадкой и… теплицей. Не разгуляться. Но тут и направлений, судя по «верстовому» столбу, лишь три – в отряды, школу и администрацию. Есть свежесрубленная часовня Александра Невского. Из светских развлечений – драмкружок, организованный библиотекарем Мариной Корнеевой. Еще недавно здесь ставили «Моцарта и Сальери» Пушкина...

А нынче – сразу восемь пьес, и все – собственного сочинения. Все придуманы и поставлены за неделю, что потребовалась команде Театра.doc на сбор и обучение «рекрутов» по «курсу молодого театрала». Ребята на примере знакомых героев – Микки-Мауса, Дракулы и Раскольникова – знакомились с теорией драмы, учились завязывать конфликт, строить диалоги и ставить их на сцене. Такой формат работы с подростками – Class Act – разработан в эдинбургском театре Travers, к нам завезен восемь лет назад и уже обкатан в учреждениях Тольятти, Самары, Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи. Но и приехавшие в МВК «доковцы» далеко не «пионеры» в работе с трудной детворой – Беркович ставила оперу AUTLAND про аутистов, Кожевников преподает «Театральные уроки литературы» в московских школах.

В колонии же под занятия «Классной драмой» отвели спортзал, где одна из пьес-участниц так и писалась сразу на пьедестале почета. Но Можайск не Лондон, здесь получали не олимпийские медали, а баллы для условно-досрочного освобождения. Хотя вряд ли свежеиспеченные драматурги думали о них – среди них лишь у 17-летнего Лени второй срок. Прочим важнее личная победа – над обстоятельствами и над собой: многие и в проект-то попали не совсем по своей воле, а по рекомендации психологов. Один, к примеру, остро переживая трагедию в семье, свою пьесу «Цена любви» писал как раз об этом, пусть и говорят тут за него короли и принцы.

– Темы ребята выбирали сами, мы лишь помогали им раскрыться, преодолеть их «творческий ступор», – говорит драматург Любовь Стрижак.

– Из 90 отбывающих здесь наказание ребят 77 записаны в библиотеку, читают в основном фантастику, но в последнее время увлеклись историческими романами, – так объяснила выбор персонажей библиотекарь Марина Корнеева.

Увлеклись так, что, например, 18-летний Святослав под впечатлением от исторических драм Шекспира и сам где белым стихом, где в рифму написал «Наказуемый обман» – сцены из жизни испанских грандов с ярко выраженным люберским акцентом: «Признаться честно – я стремался!».

Признались честно и другие авторы, что «стремались» писать «несерьезные», на их взгляд, вещи – всем хотелось создать пьесу со смыслом. Выходило так:

– Зачем ты так паскудно относишься к наследству?

– Хочу свое несчастное прошлое перевести в деньги, – как в 5-минутной пьесе про «3-е сентября».

И потому-то один из участников, придумавший «всего лишь» трогательную историю про мультяшку Лунтика «Ты научишь меня летать?», так долго стеснялся выйти за дипломом, которым сотрудники Центра содействия реформе уголовного правосудия награждали в финале.

– Мне тоже всегда хочется написать серьезную пьесу, а получается про принцев и драконов, – поддержал дебют коллег драматург Максим Курочкин, приехавший на просмотр результатов. Но и в заключение предостерег: «В драматургию строем не ходят...»

Но вот целый авторский квартет сложил поучительную пацанскую историю о том, что «Любовь не равна Дружбе». Собственный опыт, в том числе стихотворный – начитанный для саундтрека рэп, и в основе пьесы «Мой путь». «Тут все про меня, как было на самом деле, только в конце герой уходит в армию, а я... сюда», – признается 18-летний Игорь из Фрязина.

И такие криво, зато по понятиям сбитые истории за жизнь – «Пацан не баба, свистеть не будет!» – осужденные подростки, замечено, слушали с большим интересом, чем о приключениях вымышленных героев. Во-первых, считают сами, давно не дети, а во-вторых, представления о театре у них практически нет. Даже среди участников «Классной драмы» настоящие спектакли видели лишь единицы.

Но дело тут не в театре даже и не в художественной ценности этих наивных в целом сочинений. Важен терапевтический эффект, социальная работа, что проделала здесь команда Театра.doc. Это и отметила Елена Гордеева из Центра содействия реформе уголовного правосудия: «Приехали серьезные, ответственные и увлеченные своим делом люди, которые и к ребятам относились, как к равным». И вот увлекшийся в процессе театром Святослав, которому до конца срока остался месяц, уже спрашивает совета, куда ему, освободившись, лучше поступать – в Щуку или в ГИТИС? А критик Елена Ковальская предложила всем авторам поучаствовать в следующем фестивале новой драмы «Любимовка» – пример Шиллера им в помощь: своих «Разбойников» он писал в не менее строгих условиях кадетского корпуса и – по ночам. Проснулся знаменитым.

Проснутся, пусть для пяти минут славы, и колонисты – их пьесы издадут и даже поставят на профессиональной сцене. А вот какими выйдут? Сегодня им важнее, как написал в финале своей пьесы про Лунтика самый младший из участников проекта, чтобы «они жили долго и счастливо и никогда не ругались»...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2178
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4922
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2704
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3107

Другие новости