0
2541
Газета Культура Интернет-версия

14.02.2013 00:00:00

Автопортрет Дориана Грея

Тэги: театр, мхт, премьера


театр, мхт, премьера Стиль – неотъемлемая составляющая и для Уайльда, и для художника спектакля Ларисы Ломакиной.
Фото РИА Новости

Февраль 2013 года. Король шансона – Лорд – дает концерт в Кремлевском дворце съездов. Три равнокрасивые и равноусталые девушки на бэках привычными по маршрутному радио голосами подтягивают высокие ноты. Так начинается премьера «Идеальный муж. Комедия» в МХТ имени Чехова. Режиссер Константин Богомолов успел предупредить всех в социальной сети, что ни минуты серьеза в его спектакле нет. Четыре с лишним часа – несерьезно. Лорд, воодушевленный теплым приемом, выводит к микрофону из зала своего давнего друга-министра, который (пользуясь случаем) присуждает звезде за «многочисленные заслуги» звание народного артиста России. Стандартный кремлевский концерт продолжается.

Четыре часа желчи, презрения, но… – это же все шутка, все несерьезно. Четыре часа гомофобии и шовинизма, но… это же все не всерьез, то есть надо воспринимать наоборот. Но вот что важно: эти четыре часа проходят и без театра, хотя об актерах как раз есть что сказать. Но это все больше похоже не на театр, а на череду номеров команды КВН или Comedy Club'а. Отдельные зрители спешно покидают зал уже на второй-третьей сцене. Другие уходят в середине спектакля, третьи – не дождавшись конца. Но большинство, которое досиживает, поднимается в едином порыве и устраивает режиссеру и актерам несмолкающую овацию. Все это – «Идеальный муж. Комедия» Константина Богомолова, представленный на сцене МХТ им. А.П.Чехова.

Сюжетная спайка эпизодов повествует о горе-киллере (Игорь Миркурбанов), некогда убившем свою возлюбленную (Марина Зудина), а позднее потерявшем голову от своей очередной жертвы – восходящей звезды российской политики (Алексей Кравченко). И все у новоиспеченных любовников хорошо. Один блистает на политическом поприще, другой, закодировавшись от желания убивать, становится звездой шансона. Но тут на горизонте появляется из прошлого «воскресшая» возлюбленная и грозит разоблачением этих таких возвышенных, но порицаемых нашим нетолерантным обществом отношений. В качестве отступного она требует победы в тендере «на производство резиновой хрени». Победу, которая сулит немалые барыши, успешный политик может ей обеспечить, но беда в том, что того же жаждет его собственная жена (Дарья Мороз).

Перипетии сюжета можно пересказывать бесконечно, истории, далеко отошедшие от Уайльда, зато вошедшие в наши территориальные воды, более или менее издевательски, но правдоподобно отражающие наши российские реалии. Впрочем, и смелости особой в них, в этих саркастических комментариях, нет, – все это уже неоднократно «улыбалось» и «подмигивало» нам с экранов телевизоров. Тогда в чем смелость? Ведь накануне премьеры поклонники режиссера очень опасались, что спектакль так и не выпустят в МХТ, что потребуют от Богомолова жесткой редактуры, а режиссер, в свою очередь, успел предупредить: сокращать мне нечего.

В чем же высшая степень свободы? В том, что вся эта мешанина разом вывалена на театральную сцену? Но ведь и это не ново. Некоторую актуальность можно прочитать в ежеминутных отсылках к сегодняшне-вчерашним событиям, но для театра подобная актуальность ложна. Она – слишком скоропортящийся товар по театральным меркам и годится лишь для разовых эстрадных выступлений. И манера игры – «номерная», эстрадная. Особенно на ролях второго-третьего плана. Конечно, Роза Хайруллина никогда не опустится ниже собственной внутренней планки – что бы вокруг нее не выстроил режиссер, а вот молодежи это не удается. Из центральных персонажей лишь Лора Марины Зудиной ведет какую-то линию героини, оставаясь живой, не шаблонной, не превращенной в клише. И это возможно, можно устроить на сцене парад карикатур, но ведь и в карикатуре ценится оригинальность рисунка.

Театр сыграл с создателями спектакля злую шутку. Они забыли о том, что это – не прикладной вид искусства, с легкостью подстраивающийся под любые концепции. Нет, театр может и так, но это для него слишком мелко – «на один зуб». По-настоящему хорошо театр умеет творить миры. Соприкасающиеся с нашей реальностью, проникающие в нее, но не повторяющие ее. За «правое дело» и честные выборы можно не только на митингах или у памятника Абаю, можно и в театре – спектаклями, обличая лицемерие власти, церкви, всех прочих, – лишь бы самому, в своей правой борьбе оставаться художником, не теряя накала гражданских чувств. А то получается, что клин пытаются выбить клином: на их цинизм отвечаем своим, их кощунство накроем всепоглощающим нашим. «Вызванный» во втором акте Мефистофель куда гуманнее. Он по крайней мере желая зла, благо совершает.

Да, в своем спектакле режиссер ведет порой увлекательную литературную игру с множеством цитат, аллюзий и реминисценций. Казалось бы – какое уважение и доверие к своей публике! Но тут же дает зрителю увесистую оплеуху, выводя на огромные экраны, висящие над авансценой, ссылки, сообщающие непосвященным, что только что были процитированы «Три сестры», а вот сейчас уже пошли реплики из «Чайки». Претендуя на высокоинтеллектуальную игру в постмодернизм, «постдраматизм», режиссер оказывается на одной полке с Дарьей Донцовой, которая тоже любит сначала написать, что счастливая героиня, следуя известному выражению, забыла о времени; а потом сделать заботливую сноску: «цитата из комедии Грибоедова «Горе от ума».

Константин Богомолов еще до премьеры неоднократно повторял (да и те, кто спектакль принял, с ним полностью согласны), что «Идеальный муж. Комедия» – это правдивейшее зеркало, отразившее наше догнивающее общество. Но думается, здесь ближе к истине скорее Оскар Уайльд, по мотивам которого весь этот трэш (терминология режиссера) поставлен. А Уайльд в «Портрете Дориана Грея» писал: «Всякий портрет, написанный с любовью, – это в сущности портрет самого художника, а не того, кто ему позировал. Не его, а самого себя раскрывает на полотне художник».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1471
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
733
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3834
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2972

Другие новости