0
2952
Газета Культура Интернет-версия

27.03.2013 12:51:00

Парень из горячего цеха

Тэги: театр, новиков


театр, новиков Фото официального сайта  Театра им. В.Ф. Комиссаржевской

Лет двадцать назад Михаил Швыдкой назвал статью о нем «Литейщик». Речь шла о коллеге-театроведе, который пришел на должность завлита в Ленинградский драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской в самые застойные времена, то главным его делом поначалу было «литование» пьес. В чем он достиг вершин виртуозности. Умел провести через цензуру, именуемую Горлит, вещи, с точки зрения бдительных редакторов, явно требовавшие если не запрета, то решительных купюр.

Зовут этого мастера-литейщика Виктор Новиков. В театре, куда пришел после окончания ЛГИТМиКа сорок пять лет назад, он работает по сей день. Подобная верность одному театру случается в актерской среде (ныне все реже), среди завлитов такого почти не бывает. Правда, в новейшие времена искусство литования уже не требовалось. Тогда помощник главного режиссера Рубена Агамирзяна по литературной части сосредоточился на своем прямых обязанностях – поиске пьес. В чем тоже весьма преуспел. Благодаря ему репертуар пополнился произведениями Чингиза Айтматова, Василя Быкова, Иона Друце, Григория Горина, Михаила Шатрова, Михаила Булгакова, Игнатия Дворецкого… Сегодня этим списком никого не удивишь, но в советские времена, даже на их излете, каждая постановка сопровождалась разнообразными и не только творческими усилиями.

Театру с завлитом повезло. Во-первых, Виктор Новиков – один из самых начитанных людей Петербурга. Во-вторых, компания его друзей весьма широка (поэты и музыканты, художники и танцовщики), а по мере их рассеивания по свету дружба помогала как кругу чтения, так и обогащению культурного контекста, в котором пребывал вчерашний завлит, а ныне (с 1992 года!) – художественный руководитель Театра им. Комиссаржевской.

При Новикове театр, много лет бывший монорежиссерским, стал местом встреч с людьми разных воззрений и дарований. На постановку сюда приглашались Юлиан Панич, Михаил Козаков, Вениамин Смехов. Чрезвычайно плодотворными стали годы сотрудничества с Владиславом Пази, спектакли которого превратили «театр в Пассаже» в один из самых популярных в городе. С тех пор «погоней за зрителем» худрука не раз попрекали. Потом, правда, выяснилось, что это не грех, а доблесть: сегодня о полных залах мечтают все, а воплощают желания лишь счастливчики.

Но не только аншлаг был целью худрука. «Опыт, сын ошибок трудных» подсказывает ему, сколь важно сочетать традицию и новации. Не пренебрегая услугами сугубых традиционалистов (вроде А. Белинского), он ищет тех, кто способен привлечь в театр новое поколение зрителей. Нашел в Болгарии и уговорил стать главным приглашенным режиссером Александра Морфова. Оригинальная фигура, совершенно не похожая на питерских коллег, полюбилась и труппе, и зрителям, и даже критикам. Результат – «Золотые софиты» и «Золотые маски», появившиеся в коллекции театра. Помимо заграничных кадров к сотрудничеству привлекались В. Фильштинский, В. Крамер, И. Коняев, а также вчерашние студенты, вроде С. Александровского. В нынешнем сезоне самым многообещающим оказался режиссерский дебют А. Баргмана, уже завоевавшего здесь авторитет в качестве исполнителя главных ролей в «Дон Жуане», «Ваале», «Сиротливом Западе».
По сути, Новиков как был завлитом, так им и остался. Только круг забот расширился. Перестав быть «литейщиком», из горячего цеха он не ушел. И все время норовит обжечься – то о новую пьесу, за которую никто, кроме Театра Комиссаржевской, не берется, то о юного авангардиста, которого критики бранят на всех углах, то о режиссера с бульварной репутацией.

Завлит, ставший во главе театра, – примета нового времени. В Питере таких несколько, и, надо признать, это не худший вариант театральной модели. По мере того, как интендантский театр вытесняет институт худруков-режиссеров, бывшие завлиты как люди просвещенные и креативные этот процесс смягчают и облагораживают, не позволяя театру стать на одну доску с химчисткой и прачечной.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
785
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2358
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1410
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1749

Другие новости