0
7202
Газета Культура Интернет-версия

11.06.2013 17:18:00

Красота пуще неволи

Тэги: выставка, искусство, картины, британия, прерафаэлиты, живопись


выставка, искусство, картины, британия, прерафаэлиты, живопись Прерафаэлиты выпустили в свет героев томных, манерно-хрупких, уязвимых в нарочитом стремлении производить впечатление и - откровенно эротичных. Фото автора.

Гордость англичан, Братство прерафаэлитов у нас широкой публике - как раз в силу того, что ни разу коллективной их выставки в Россию не привозили - известно не очень хорошо. Но творчество их наверняка придется по вкусу зрителям за поставленное во главу угла стремление к красоте. Конечно, интерес к нынешней экспозиции подогревает еще и то, что к нам она «завернула» в рамках турне - только что из Вашингтонской Национальной галереи, а после Москвы отправится в Японию. Начался же этот вояж в Tate Britain, оттуда мы получили название проекта «Прерафаэлиты: викторианский авангард» и гордое сообщение о том, что экспозиция стала второй по посещаемости за всю историю лондонской галереи. Хотя там показали свыше полутора сотен работ, а к нам из государственных и частных английских и американских коллекций привезли больше 80 - многие музеи не отпускают своих прерафаэлитов на гастроли. Директор ГМИИ Ирина Антонова мечтала о таком показе 20 лет, и готовили его 5 лет. Идя теперь по залам, думаешь, бывает ли красивость избыточной?..

Пока по материковой Европе катились волны революции, в 1848-м трое художников-островитян выступили с решительным намерением облагородить искусство - революционным, разумеется, образом. Студенты Королевской академии искусств Данте Габриэл Россетти, Джон Эверетт Миллес и Уильям Холман Хант бунтовали, что тоже вполне предсказуемо, против академической методы. Не хуже многих мужей Просвещения, они звали вернуться к природе. При этом именно художественный ориентир был далек от прерафаэлитов, как маяк в море: «не надобно иного образца, когда в глазах пример отца» было совсем не про них, отринувших все художественные наработки последних трех с половиной веков - всех героев, начиная с Рафаэля. Академическим догмам они предпочли романтическую, преимущественно болезненно-хрупкую красоту и скоро добились признания не без помощи критика Джона Рёскина. Извлекали эту красоту, кстати сказать - хотя и с оглядкой на седое прошлое - вполне себе из современности: еще до импрессионистов прерафаэлиты отправились работать на свежий воздух, а моделями делали друзей и родных.

Те попадали в истории с королем Артуром, в ожившие литературные сцены от Чосера и Шекспира (одно из программных полотен прерафаэлитов - миллесовская «Офелия», эффектно аранжированная зеленью пруда, и с цветами, выплывшими из мертвых рук) до современников.

Мечтавшие вернуть позднеготический-раннеренессансный дух поэтичной (Россетти и сам был не чужд стихосложения) утонченности, прерафаэлиты выпустили в свет героев томных, манерно-хрупких, уязвимых в нарочитом стремлении производить впечатление и - откровенно эротичных. То и дело думаешь, ради эстетики ли XV века это делалось или она стала благородным прикрытием их рвущейся наружу чувственности? Одним из самых старательных в этом отношении был Данте Габриэл Россетти с отсылавшим к великому предшественнику имени. В Пушкинский привезли его (впрочем, не только его) хрестоматийные работы: тут «Beata Beatrix», превратившая его возлюбленную Элизабет Сиддал в дантову Беатриче, «Прозерпина», «Благовещение»… Пышнокудрые, не то со страдающей, не то с любовной истомой в очах, чаще всего в трехчетвертном развороте, тоже дающем налет манящей таинственности, его героини становились выражением эдакого прекрасного вообще. И выражения лиц (даже когда одну модель сменяла другая) не очень-то менялись от работы к работе.

Сама выставка движется мерным шествием, шуршанием старинных одежд, беспрестанно прерываемым паузами эффектных поз. Часто наши музейные показы упрекают в отсутствии структуры, непроработанном маршруте - сейчас о нас решили позаботиться. Шесть разделов - и вновь с печатью романтической недосказанности. Начинается все «Спасением» (религиозные сюжеты, средь которых вдруг затесалась «Невеста» предшественника прерафаэлитов Теодора фон Хольста, которая вот-вот умрет, чтобы не выходить замуж за старика - ироничный ход). Дальше следуют «Образы прошлого» (исторические мотивы), «Природа» (оно и понятно - пейзажи), «Красота» (неясно, зачем было повторяться, если все прерафаэлиты преимущественно про это и были), «Поэтическая живопись» (акварели) и «Утопия». Водоразделы, впрочем, весьма приблизительны. Не скажешь сразу, отчего обзаведшийся с Фордом Мэдоксом Брауном, Эдвардом Берн-Джонсом и Россетти собственной фирмой по изготовлению витражей, фресок и просто предметов интерьера Уильям Моррис с выставленными тут образцами обоев и шпалер проходил в разделе утопии. Вот же - искусство, предваряющие ар нуво, отправлено если уж не в массы, так точно в жизнь.

Некоторое неудобство связано и с этикетажем. С одной стороны, подписи лаконичны (здесь не указана техника работ, и если с живописью все понятно, то графика иногда вызывает вопросы), с другой, пояснения порой… чересчур добросовестны. Ну, скажем, Джон Миллес берется писать картину по поэме Ковентри Патмора «Дочь дровосека». Произведение повествует о трагически закончившейся из-за социального неравенства любви, но художник выбрал сюжет лиричный и сладостно-сентиментальный - первую, еще детскую встречу нежных юных созданий средь леса. Так ли уж важно закончить экспликацию словами, что «мальчик предлагает маленькой Мод землянику, которую художник писал с ягод, купленных на рынке Ковент-Гарден»?..

Вообще, программная установка прерафаэлитов на серьезность и искренность как раз и мешают их так - серьезно и искренне - воспринимать. Подзаголовок названия «Викторианский авангард», конечно, манит тропкой меж чопорностью нравов и стремлением вырваться за рамки принятых норм, но выглядит явным (ради красного словца сделанным?) преувеличением. В погоне за вольностью без академических догм они попали в неволю собственных установок. Стали узнаваемо, предсказуемо эффектны. Отсюда - один шаг не только до ар нуво (который эстетически их сильно обгонет - может, в силу возвращения к большей условности), но и рукой подать до той самой академичности, салонности. Выяснилось это довольно скоро, уже через пять лет после основания братства Миллес вступил в Академию.

Впрочем, нерасторопные и красочные, как сновидения работы прерафаэлитов составляют внушительный сборник поз, жестов и исторических нарядов, становящийся пособием по тому, как держаться, чтобы издалека в модели была видна романтическая грусть. И для летнего сезона искусство что надо - умеет произвести впечатление, легкое по характеру и необременительное по содержанию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1202
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
917
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1104
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
724

Другие новости