0
1982
Газета Культура Интернет-версия

30.07.2013 17:11:00

Революция в период депрессии

Тэги: театр, балет, премьера


театр, балет, премьера

Блок премьерных показов балета «Пламя Парижа», поставленного Михаилом Мессерером по спектаклю Василия Вайнонена, стал основным событием накануне закрытия сезона в Михайловском театре.

Новый балет сделан по уже найденной схеме, удачно намеченной постановкой «старомосковского» «Лебединого озера» и полностью сформировавшейся в «Лауренсии». Спектакль «большого стиля» с драматическим началом, из «золотого фонда», но не репертуарный, яркие танцы, громкие имена в составах. В «Лауренсии» постановщик столкнулся с проблемой не полностью сохранившегося материала – и прибег к сокращениям. На этот раз прием «сухого отжима» не сработал: с «водой» драмбалета выплеснулся и ребенок логики, «Пламя» получилось дивертисментом танцев с обрывками сюжета. Купированная музыка, и без того достаточно «лоскутная» (в значительной части обработанный Борисом Асафьевым музыкальный материал эпохи), стала невнятной музыкальной нарезкой. Оформление Владимира Дмитриева, «не переформатированное» восстановителем Вячеславом Окунев под масштаб сцены, получилось тесным и темным. К примеру, придворная сарабанда на двенадцать пар исполнителей: дамы в платьях, отличающихся лишь отделкой, словно из времен тотального дефицита, когда завезли ткань одного вида, да и ту – гнетуще мрачного цвета. Угнетатели, одним словом. Вероятно, на большой сцене Кировского, тем более Большого театра, где шел первоначальный спектакль, смотрелось все иначе. Костюмы к нынешним танцевальным условиям адаптированы выборочно. У Жанны при трюковом танце – юбка-«миди», у Актрисы даже в простых переходах ноги цепляются за чрезмерно длинный хитон.

Действие в спектакле скачет, «забалтывая» логику поступков, характеров, причин и следствий. Первая сцена: крестьянин собирает хворост в лесу. Его дочь Жанна резвится с братом. Появляется маркиз, владелец леса, со свитой и, наскоро отпустив пару тумаков затюканному крестьянину и перевернув тележку, удаляется. И тут из леса – ополченцы, среди них (не в форме, но с флагом) – Филипп. На глазах свежеутешившегося папаши расцеловывает не сопротивляющуюся красотку и увозит с собой, закинув в седло (поставив на лафет пушки). Далее деревня радуется, как полагается, приходу революционеров (см. «Свадьбу в Малиновке»). Весь спектакль народ то и дело ликует. Основная часть второго акта – танцевальная сюита: танцы овернцев, басков, Жанны и Филиппа... В общем, революция от избытка темперамента.

Главным в новом балете получился не литературный, а танцевальный сюжет (не знаю, планировал так постановщик или это сюрприз сокращений), параллели придворного и революционного миров – через параллель аллегорических балетов во дворце и на революционном празднике (придворный балет трансформировался в массовые физкультпарады). А некоторая непродуманность в постановке танца обернулась современными аллюзиями. Свобода, подметающая флагом пол (привычно-балетная небрежность, как размахивающие попугаями баядерки), напомнила о недавнем недоразумении с российским флагом в Чечне.

Выразительными могли бы стать характеры актеров – если бы постановщик дал им достаточно материала. Ну как можно понять смысл смерти Актера и важность документа, из-за которого его застрелили, если убивший его маркиз до того небрежно заткнул свиток за пояс, а затем забыл забрать у застреленного. После такой бутафорской смерти и Актрисе не дали времени для «перелома от счастья к несчастью» (как и в спектакле – народу). Потому благородство ее поступка и искренности порыва «в революцию», да и собственно порыв, утеряны. Получилась то ли шпионка, то ли вообще перебежчик (наверное, тоже современно). Вторая кульминационная смерть спектакля – баски Терезы – тоже не прозвучала. Не странно ли – знаменосец бежит со знаменем в полном одиночестве вслед за давно ушедшими бойцами. Чтобы поднять упавшее знамя, пришлось революционерам вернуться «с передовой». Не задерживаясь на оплакивание, перешли к празднованию. Нелогично по жизненному смыслу – но логично для этого спектакля, в котором ставка не на выразительность, а на энергичные танцы, а еще больше – трюки.

И это объяснимо, потому что главным героем премьеры был назначен Иван Васильев. Наверное, скучно ему читать о себе в рецензиях одно и то же: головокружительные прыжки с невероятными усложнениями, вращения, энергетика. Все реже в этом наборе актерская игра, практически никогда – чистота или хотя бы аккуратность танца. Все чаще артист на сцене в режиме «включился – выключился»: выходит на вариацию не сценической походкой, а как спортсмен к снаряду. Устало поднимается с приземления после каскада прыжков премьер, удачно выполнивший обязательную программу и делающий паузу на ожидаемые аплодисменты любимец публики. Партнерша Оксана Бондарева, также обладающая немалым арсеналом, изо всех сил старалась соответствовать, накручивая вращения и улыбаясь.

Спектакль как ансамбль прозвучал с дуэтом главных героев в исполнении Анастасии Ломаченковой и Дениса Матвиенко, с точным и академичным танцем и, пожалуй, наиболее точном попаданием в стиль. Повезло спектаклю и с Леонидом Сарафановым в роли Актера. Здесь был характер и его раскрытие. В этой же партии отточенности танца Виктора Лебедева (а в аллегории «Братство» он не по-братски перетанцовывал партнера), осталось добавить умного и выразительного актерства. Екатерина Борченко – балерина эффектного и стильного танца, ярко смотрелась в аллегории Свободы. А в придворном балете ее Актриса – не салонная безделушка, а как минимум Екатерина (рядом с ней Мария-Антуанетта – бутафорская королева, а вариация Амура неизящна и суетлива). Ну а «постамент» всех «Свобод», незаменимый за всю серию спектаклей Марат Шемиунов, заслужил памятник за выносливость в сложных акробатических поддержках.

Но главное действующее лицо в этом балете (изначальном, в соответствии с эпохой) – народные массы. Сокращения приблизили его к структуре классического балета. И действия масс стали перебивками между танцами главных героев, номера – словно эскизы для класс-концерта, с историко-бытовым, народно-характерным, фехтованием, дуэтным до акробатического танцами. Наверное, в этом все же сказался дух эпохи – классический балет революционным путем приходит в спорт, балансирование на грани «чуждой идеологии», но честная пытка служить новому и светлому, в которое еще верили.

Парадокс: этот бессвязный балет зрители принимают хорошо – репертуар советского балета, заброшенный в перестроечной «дозволенности» ради освоения репертуара тех же времен, но из-за «железного занавеса». Можно предугадать и успех за рубежом – как раритет из-за того же железного занавеса, но с другой стороны. «Пламя Парижа» – балет с историей, и у него есть все шансы на устойчивый спрос, как у «Лебединого озера» или «Ромео и Джульетты», независимо от того, как и в какой труппе они поставлены. Но Михайловскому театру все же нужен репертуар не только приспособленный, но и собственный, может, не столь эксплуатирующий узнаваемость. Так, музыкальные одноактовки Начо Дуато более в духе и к лицу этому небольшому театру, чем его же «сокращения» больших балетов. И в истории этой балетной труппы, и в мировом репертуаре есть балеты, способные поместиться на этой сцене без сокращений и без ставки на сиюминутную событийность. А «для революции» здесь хорош и «Чиполлино».



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1109
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
870
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1051
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
696

Другие новости