0
2597
Газета Культура Интернет-версия

08.08.2013 00:01:00

Jedermann – для каждого, "Гавейн" – для пришельцев

Тэги: зальцбургский фестиваль, театр


зальцбургский фестиваль, театр Призрак Йозефа Бойса бродит по Зальцбургу. Фото с официального сайта Зальцбургского фестиваля

В Зальцбурге начался знаменитый фестиваль, который продлится до начала сентября. Уже и первые спектакли, как всегда, показали широкий разброс стилей и вкусов: от крайне консервативных до ультрарадикальных.
Зальцбург поражает именно этим контрастом: здесь чтят традицию и даже в сорокаградусную жару одетые с иголочки господа согласны с благоговением внимать многочасовым операм галантного века; однако та же самая благородная публика взирает и на грязь, пот и кровь современного искусства. К самым чтимым зальцбургским традициям относятся, конечно, ежегодное разыгрывание на Соборной площади одной и той же средневековой пьесы Jedermann (в версии Гуго фон Хомансталя), с одной стороны, с другой – Моцарт и все с ним связанное даже отдаленно. В этом году, конечно, в связи с парным юбилеем не обошли вниманием ни Верди, ни Вагнера.
В начале фестиваля Верди почтили весьма специфическим образом: в центре внимания постановщика «Фальстафа» (Дамьяно Микьелетто) оказался учрежденный композитором дом для престарелых оперных артистов. Именно там, с основном спя в холе на диванчике, обитает Фальстаф, или скорее оперный артист, когда-то прославившийся в этой роли (Амброджио Маэстри, впрочем, не стар и в прекрасной форме). Этот бывший Фальстаф уже ничего не хочет и ничего не жаждет, но в порядке некой благотворительности группка сердобольных молодых женщин пытается так и сяк расшевелить лежебоку, заставить его поверить, что есть еще порох в пороховницах... Фальстафа здесь даже не бросают ни в какую реку, а обдают из ведер сверкающими синими блестками... Увы, придуманный режиссером метатеатральный сюжет не очень-то ложится на идею самого Верди – не ту идею, что связана с домом ветеранов сцены, а на идею «Фальстафа».
Верх консерватизма, казалось бы, обещала собой и постановка «Луция Суллы» Моцарта (режиссер Маршалл Пинкоски, художник Антуан Фонтэна): классицизирующие декорации, галантные танцы, костюмы из моцартовского века, картинные позы... Несколько лет назад в Зальцбурге была другая постановка: пространство было открыто всем ветрам (особенно революционным – заговорщики против римского императора таились во всех углах), эпохи и стили были смешаны, а благостный финал поставлен под сомнение тем, что тиран отказывался от своих притязаний на жену своего врага (да и от империи) лишь потому, что к его горлу был приставлен кинжал. Постановка этого сезона кажется демонстративным возвратом к тому, как положено. Позлясь и поудивляясь какое-то время, что режиссер вроде бы никак не хочет тебя развлечь во время длиннющих арий, постепенно начинаешь замечать скрытые достоинства спектакля, да и самой оперы (за пультом – Марк Минкоски). Подобранным для спектакля ансамблем (Виллазон–Перетятько–Кребасса–Кална–Либау) стоит любоваться как дорогим ювелирным украшением: для этого нужно время, неспешные смены ракурсов... Ну а кроме того, понимаешь, что это изделие все еще (в хорошем смысле) не готово: герой Ролланда Виллазона то и дело грозит разрушить гармоничную конструкцию; он-то как раз не влезает ни в какую оправу. Тиран Луцио Сулла оказывается настоящим романтическим героем: страдающим в тщетных попытках преодолеть предписанное ему одиночество. Вот он просит сестру уладить его сердечные дела – не решаясь признать, что сестра так навсегда и останется единственным разделяющим его любовь человеком... но об этом говорит слишком многое и в музыке, и в жестах. Вот он страдает по чужой жене не замечая, что раззадоривает его всего лишь сама ситуация его постоянной отверженности. Виллазон, конечно, представляет нам своего романтика с изрядной долей иронии. В финале, во время своего виртуозного вокализа Луцио Сулла бросает всю ожидающую его имперского решения «живую картину», в которой застыли приспешники и предатели, подданные и бунтари, и выходит к нам, садясь на край оркестровой ямы. В его императоре побеждает позер, которому важнее всего, что о нем скажет благодарная публика...
Предстанет ли когда-нибудь и «Гавейн» Хэррисона Бертуистла в своем очищенном от сверхинтерпретаций виде? Время этому, видимо, еще  парадоксальным образом не пришло. Представляя австрийской публике произведение британского композитора (написанное в 1991-м, затем дважды переработанное), Алвис Херманис не повелся на ретроспективную утопию средневекового романа об одном из рыцарей Круглого стола. Его утопия – это, конечно, антиутопия. Уже в титрах сказано, что действие происходит в 2021 году, что человечеству каюк и что природа требует обратно свои права на Землю. На стены бывшей школы конной езды, где идет спектакль, проецируется видео с чудовищных наводнений, а на самой сцене мы видим уже их последствия: вода отступила, обнажив облупившиеся стены, груду поросших тиной машин, навалив друг на друга гробы (в качестве сценографа выступил сам режиссер)... Кое-кто из людей тоже уже порос мхом (природа берет свое!), другие чумазые и в лохмотьях и охотятся друг на друга. В кругу катающегося на инвалидной коляске короля Артура царят настроения пира во время чумы. Может, это лучше подходит к странному подвигу, на который вызывает присутствующих Зеленый рыцарь, въезжающий сюда в виде мхом же поросшего конного памятника. А именно: кто смел, пусть отрубит мне голову. А через год, мол, я ему. Король Артур что-то резонно возражает... Но рыцаря Гавейна уже не остановить – он скинул скрывавший его плащ, предстал на все готовым ковбоем (но не простым, а работающим под Йозефа Бойса) и уже подставляет к памятнику стремянку, чтобы сподручнее было его обезглавить... Через год он снедаем дурными предчувствиями, но все в конце концов обходится: Зеленый, как выясняется, хотел его лишь проучить, дать почувствовать человеческую уязвимость и привязанность к жизни.
«Своими визионерскими концепциями во всевозможных сферах и своим стремлением к объединению человечества и природы... Бойс всегда казался мне единственно возможным посланником, которого человечество могло бы выдвинуть из своих рядов, если бы к нам явились пришельцы иных миров», – пишет Алвис Херманис в буклете спектакля. Пришельцам стоит поспешить. На Зальцбургском фестивале Инго Мецмахер дирижирует «Гавейном» до 15 августа.    
Зальцбург

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
894
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
774
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
899
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
609

Другие новости