0
2137
Газета Культура Интернет-версия

15.12.2013 15:10:00

Страдание как судьба в постановке Дмитрия Чернякова

Тэги: театр, премьера, ла скала


театр, премьера, ла скала

Премьеру «Травиаты» можно было увидеть и в Москве, прямую трансляцию дал из Милана телеканал «Культура», но о спектакле, который поставил наш соотечественник Дмитрий Черняков стоит поговорить поподробнее и после очередного по счету представления. Послпе вчерашнего, воскресного спектакля, еще 4 раза оперу споют в декабре и один раз – 3 января уже следующего года. Впереди – премьера еще одного нашего – «Вечер Ратманского» состоится уже во вторник, 17 декабря.

Уж если Черняков даже в Леди Макбет видел затворницу/заложницу буржуазного Дома, из которого как и вырваться, если не благодаря смелым фантазиям (=интригам); если Амелия «Симона Бокканегры» из счастливо обретенного найденыша превратилась у него в отчаянную лгунью, распаляющуюся от собственных слов, затягивающую в свой бред всех вокруг; если его Азучена — уже не жертва, терпеливо ждущая отмщения, а главный мотор разыгрывающейся на наших глазах психодрамы под кодовым названием «Трубадур», можно было бы ожидать, что подобная судьба должна была постичь и Виолетту Валери. Режиссер отказался видеть в ней жертву — обстоятельств, среды, не говоря уже о социальных предрассудках. Трудно было бы и представить себе Травиату Дианы Дамрау чахнущей — но в том рисунке роли, который предложил Черняков, слышно нечто большее, чем отменное здоровье — слышно что-то командирское. Эта Виолетта любит руководить — на балу ли или на кухне («загородный дом» второго акта представляет собой как раз гостиную, соединенную с кухней). Она любит смотреться в зеркало, быть собой довольной, крепко жать гостям руки, походя пробовать то вино, то закуски и морщить лоб, приглядывая за хозяйством.

Роль романтической влюбленной эта Виолетта примеряет с восторгом, со знанием дела, как новый модный наряд. И — мечется бестолково, когда эту роль у нее Жермон отбирает. А в «жертве» - вновь себя находит. Принимает как офицер — героическую миссию от генерала. Поскольку эта Травиата совсем не больна, ее «Я умру! Я умру!» звучит как правильный ответ на многозначительный намек Жермона: «Тогда подумайте, что вам делать».

Итак, о чахотке тут речи не идет; в первом акте Виолетта прикидывается больной, чтобы выпроводить гостей из комнаты, где, хохоча, затевает флирт с Альфредом; в конце она действительно больна, хотя скорее депрессией, однако ее метания между таблетками, которые она глотает горстями, и зеркалом точно так же балансируют между взывающей к сочувствию драмой и пародией, как флоберовское описание смерти Эммы Бовари.

Но Виолетта, хочет того или нет, жертвой становится. Игра идет не на равных. На одном полюсе Виолетта — по природе шумная и веселая, на другом — странный тандем Альфреда и Жоржа Жермонов, взывающих к необходимости так или иначе страдать, отойти в тень, лучше — вообще себя аннигилировать. Знаменитый «тост» Альфреда Виолетта превращает в шуточный поединок, парируя какой-то гусарской веселостью его меланхолию (и между тем смешно, просто физически, телесно оттесняя его из центра внимания); к его интимному признанию отнесется еще хуже, долго-долго изучая люстру («Она говорит: то лампа горит»?) и вторя его проекту «croce e delizia” с убийственной иронией «здравого смысла».

Зрители «Евгения Онегина» наверняка припомнят Ольгу, обходящую зал в поисках сережки, не обращая внимания на то, что в это время Ленский прощается с жизнью. Тогда, однако, Черняков, кажется, лишь иронизировал над Ольгой, с ее пропагандой легкомысленности (как странно звучало - спетое под конец баском - ее настойчивое «меня ребенком все зовут»). Виолетта, конечно, неизмеримо многообразнее и глубже. Даже в начале, где сюжетом спектакля ей предписано быть если не вульгарной, то по крайней мере «простацкой», палитра героини Дамрау невероятно широка: ее жизнерадостная Виолетта готова увидеть себя глазами Альфреда - одинокой, брошенной «в этой пустыне называемой Парижем» - и все же под конец фразы превратить этот образ в сарказм, в трюизм романтического воображения — и расхохотаться.

Казалось бы, Альфред тут должен был предстать истерзанным, экзальтированным ипохондриком, но Альфред Петра Бечалы совсем не таков, и поначалу это кажется каким-то просчетом. За его «croce e delizia” скрывалось всего лишь заполучить Виолетту в единовластное пользование и пожить с ней за городом на натуральных продуктах, с завоза которых и начинается второй акт. То есть вроде все не так страшно. Альфред — это просто господин, который принимает себя слишком всерьез. Вот, скажем, кончились деньги — собираясь поехать их раздобыть, он же поет арию прямо как какой-нибудь вердиевский Манрико, перед тем как вскачить в седло и умчаться громить неприятельские отряды.

Что любит в этой Виолетте этот Альфред? Зачем ему нужна именно она? Почему он именно ее добивался? А может, именно из-за этой хозяйственности, с какой она смотрела на люстру, а теперь — везде развесила ангелочков, разложила льняные полотенца. Ответ, пожалуй, следует искать в явной зависимости Альфреда от отца, патологически следующего у него по пятам. Но — так и не способного объять его материнской заботой. (Все, что отец для Альфреда ни делает — выходит боком). А именно материнская забота Альфреду и нужна. Убежать с Виолеттой — и было для него эту заботу получить. И — шанс убежать от отца. Не удалось. Отец его настиг и «опять все испортил».

Альфред — явно не Ленский. Хотя вроде в третьем акте «общество» точно так же жестоко с ним играет, «доводит». Нарочито его «не замечая», Флора и Маркиз разыгрывают под его носом сценку раздора — явно пародируя его отношения с Виолеттой. Разнаряженная толпа преследует «соблюдающего приличия», одетого в строгий костюм Альфреда, то окружая его преувеличенным вниманием и сочувствием, то массово разыгрывая перед ним сценку флирта с цветком, намекая, что то, чем наградила его Виолетта после признания, совсем не является уникальным. Но — если в «Евгении Онегине» Черняков, пожалуй, акцентировал легкомысленную жестокость толпы, теперь он скорее готов подчеркнуть, что это у ее «жертвы» - Альфреда — отсутствует чувство юмора. Его патетическая выходка по отношению к Виолетте — прямое следствие этого факта.

В финале - явно лишь по совету отца - Альфред готов все исправить. Но — хорошо придуманное будущее, где теперь ему придется заботиться о Виолетте, не ложится на его пустую и зацикленную на самом себе душу. Нет импульса ее обнять, и даже когда она обнимает его, цепляется за него, он не знает, куда деть руки. Виолетта как объект сочувствия и заботы оказывается Альфреду не нужна. Он предпочитает сидеть на безопасном расстоянии на стуле, украдкой поглядывая на часы.

На протяжении всего спектакля Черняков уравновешивал Жермона («группа поддержки» Альфреда) Анниной — материнской фигурой, без которой была бы невозможна его Виолетта. Она была слушателем признаний Виолеты, ее безмолвной, эмпатической советницей. В финале Аннина (Мара Дзампиери) сердито выпроваживает так и не понявших, что они сделали, мужчин, чтобы застыть безмолвным вопросом над рвущимся к жизни — и мертво оседающем на стуле телом Виолетты. Ее Виолетты.

Вывод такой: не смейтесь, когда, под видом любви, вам сервируют страдание. Совсем незаметно, и даже не по вашей воли, оно может стать вашей судьбой.

Милан 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
929
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
790
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
923
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
627

Другие новости