0
2976
Газета Культура Интернет-версия

03.02.2014 00:01:00

Ледяная сказка

Тэги: варшава, театр, премьера


варшава, театр, премьера Константин Богомолов решил зарифмовать сорокинский миф с христианством. Фото предоставлено пресс-службой Национального театра Варшавы

Константин Богомолов поставил в Национальном театре Варшавы необычный для себя спектакль. Когда выходишь после трехчасового... нет, это нельзя назвать ни зрелищем, ни бдением – пожалуй, можно назвать бдением-успением, – приходит в голову, что задачей режиссера было просто донести произведение Сорокина до польской публики. Вот именно так – «донести произведение», а, например, не «донести смысл произведения». Это, с одной стороны, неплохо: смысл «Льда» и обязан в принципе ускользать, осциллируя между мессианизмом и его гигантской пародией. Однако, зная сегодняшние увлечения режиссера, поражаешься, что он не захотел ну ни с чем это ни столкнуть, ни вывернуть наизнанку... 

Лариса Ломакина создала на сцене особую среду: сцена заполнена креслами-кроватями – с обивкой в полосочку знакомых бежевато-коричневатых оттенков - повернутыми к нам в основном торцом. Если ваш глаз концентрируется на фигурах находящихся на креслах актеров (что естественно), то торцы кресел начинают казаться кипами старых книг. В начале спектакля почти все исполнители занимают большинство кресел – кто лежа, кто сидя (часто – в полудреме). И начинается – чтение. Тон задают одни из самых драстичных сцен романа – Богомолов сразу подчеркивает, что никакой реалистической реализации новорусского быта он представлять не намерен, актеры будут текст «докладывать», часто демонстративно не смотря друг на друга, часто – вопреки букве происходящего, находясь на отдалении друг от друга. Их внешний вид, их движения никак не будут соответствовать гиперреалистически выписанным Сорокиным фигурам, а самые неудобоваримые куски текста будут еще и проецироваться на огромный белый экран сзади, причем разбитые, как белый стих. То есть, как и положено в продвинутом театре, героем спектакля будет сам текст. Формула известная, пользоваться ею незазорно, тем более что каждый режиссер наполняет ее своим смыслом. В данном случае практически бесстрастная, полулетаргическая декламация многих кусков сорокинского текста, конечно, намекает на клишированность жизни и ее выражения — речи. Этот  речевой фон, подобно ряби обивки кресел-кроватей, нужен, чтобы на нем лишь время от времени промелькнула искра. Понятно где – в неловких артикуляциях особого «сердечного» чувства тех, кто сразу «проснулся» от удара ледяного молота. Богомолов не собирается над этим смеяться. Странную и страшную сказку Сорокина о том, что пусть единицам, но все ж таки возможно «проснуться» к высшей духовной жизни (жестокой ценой «отбраковывания» 99% людей, как «мясных машин»), Богомолов реализует всерьез, быть может, слишком всерьез – аналогии с известными тоталитарными идеологиями появляются, но не педалируются. Случайно ли, однако, что «проснувшиеся», в очередной раз раздвинув диван и ложась на него по окончании своей сцены, могут встать с него опять в «непроснувшейся» ипостаси? Дань ли это просто конвенции «спектакля-читки», в котором один и тот же исполнитель по необходимости «читает» за многих героев (в данном случае и «проснувшихся», и «непроснувшихся»)? Прагматика воссоздаваемого в романе мифа устремлена к окончательному торжеству пробуждения избранных «23 тысяч»; в спектакле же Богомолова бесконечность смены вертикали на горизонталь и обратно подсказывает, что окончательного «пробуждения», видимо, все же не существует. «Пробудившиеся» включены в рутину «пробуждения» других (распинание, удар ледяным молотком, реабилитация, «разговор сердцем»); дело поставлено на конвейер, и отрешенная бесстрастность «докладывания текста» то и дело смахивает то на рутину бюрократическую, то на дежурные улыбки останавливающих тебя на улице сектантов. Это пока текст вибрирует в нашем времени. В экскурсе же в «историю ледяного вопроса» порой недалеко и до сарказма: так, брат Бро, чуть было (вполне банальным образом) не усыпивший публику рассказом об основании ледяной религии, преобразуется в гэбиста, генерала Влодзимирского. Обоих играет Ежи Радзивилович – один из старейшин польского театра. В ипостаси Влодзимирского он так же дисциплинирован, как когда дремал, свесив голову, дожидаясь своей очереди, и как когда бесстрастно докладывал доктрину Бро. Он и теперь сосредоточен, старателен до яростности, то и дело сдерживая себя, хлопая руками по коленям. Всего несколькими штрихами Радзивилович рисует угрюмого тяжеловесного генерала, в чьей голове с трудом поворачиваются мысли и который с гэбистским рвением принялся исполнять вдруг вселившуюся в него миссию. 

Когда Храм арестуют за близость к Влозимирскому, уже репрессированному по «делу Берии», она будет утверждать, что Влодзимирского не знала — знала только его сердце. В нелепых оболочках «мясных машин» иногда попадаются сердца, чаще – не попадаются, но оболочки, значит, не важны ни те и ни другие. Храм Дануты Стенки – единственный тут не-оборотень, только она никогда не ложится, чтобы встать в другой ипостаси, она единственная сущность, которая себе равна. Ее присутствие начинается с тихого монолога, в котором она – одновременно и деревенская старуха, и деревенская девочка, немощно взирающая на военную беду и на признаки незнакомой – немецкой – цивилизации, готовая к любому насилию, потому как таков ее удел (она это знает с рождения) и открывающая рот перед неземным сиянием белокурой бестии в нацистском мундире... А уж когда этот свет окажется светом цивилизации совсем уж иной – хрупкая девочка-старушка Храм понесет его с силой, не виданной «мясными машинами». Апофеозом неуклонного нарастания ее мощи становятся ее заклинания во время сцены пыток в ледяной камере: опять же это всего лишь рассказ, теперь, правда, патетический – в то время как поднялся экран-задник, открыв подвешенные в выси три святящиеся холодильника: один, большой посередине, два других – по бокам... Храм вещает о том, как в других камерах люди бились и коченели, в то время как она давала своей оболочке покорно замерзать — ее живого сердца все это не касалось... Ни в холодильнике справа, ни в холодильнике слева никто не имел шанса уверовать в нового (новую?) мессию; Храм и в это время, и в другое интересовали только те, кто был избран уже изначально.

Довольно неожиданно решившийся открыто срифмовать сорокинский миф с христианством (кроме кресел-кроватей единственное, что присутствует в сценографии, – крест, который вначале «крестного пути» Храм вынесут на плече; пустые гробы, над которыми ее фигура, собственно, и оживает, и, наконец, символы ледяного распятия), Богомолов, однако, отказался комментировать главное их различие: то, что надежду на «пробуждение от греховного сна» христианство оставляет любой, даже самой падшей «мясной машине»... Что остановило тут режиссера – и было ли ему что сказать по этому поводу?

Богомолов поставил в Варшаве спектакль крайне сдержанный, из пиетета ли к автору или к продвинутой польской публике – может, и к тому, и к другому. Спектакль столь ровный, что порой похож на кардиограмму затихающей сердечной деятельности. За исключением, конечно, гениальной роли Дануты Стенки – знаменитой актрисы Варликовского, которую Москва уже видела в «Круме» и «(А)поллонии». В Варшаве у него вообще прекрасные актеры, к тому же супердисциплинированные: подчинились придуманному им строгому стилю, манере и выдерживают ее. За тем, как они это делают и что они рисуют «поверх», следить крайне интересно, хоть, учитывая общую монотонию, очень трудно. 

На встрече с публикой Богомолов показал на стакан воды и сказал, что это вообще метод Сорокина: взять какую-нибудь вещь и начать вдруг внушать – в ней что-то есть! В ней что-то есть! А вот посмотрите, сказал режиссер, – в вещи этой на самом деле ничего нет. Сам Богомолов создал в своем спектакле довольно сложную надстройку. Нельзя сказать, что в ней ничего нет. В конце концов, и вода – в каком-то смысле лед.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
614
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
540
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
644
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
453

Другие новости