0
3383
Газета Культура Интернет-версия

25.09.2014 00:01:00

Баталии на сцене, дискуссии в кулуарах

Тэги: свердловская филармония, симфонический форум, российские оркестры


свердловская филармония, симфонический форум, российские оркестры Дирижер Мурад Аннамамедов приветствует исполнителя на кеманче Акопа Халатяна. Фото с сайта Свердловской филармонии

В Свердловской филармонии завершился Третий симфонический форум России: в этом году он проходил под девизом «Место встречи российских оркестров». 

Уже статистический фактор – в этом году здесь выступили семь оркестров, восемь дирижеров, а общее количество участников перевалило за семь сотен человек – довольно красочно отображает масштаб события. При этом, говоря «здесь», – имеем в виду не только конкретно зал Свердловской филармонии. Концерты форума смотрели и слушали онлайн даже в Голливуде. Придуманная в филармонии идея виртуального концертного зала привлекла внимание Министерства культуры и постепенно стала проектом федерального значения. Напомним, что директор филармонии Александр Колотурский (один из самых креативных и прозорливых менеджеров среди руководителей российских концертных организаций), не удовлетворенный способностью зала на 750 мест принять большее количество слушателей, решил расширить аудиторию, организовав качественную трансляцию концертов в населенных пунктах области. Об этом в самых восторженных тонах писали все музыкальные критики (в том числе и обозреватель «НГ») год назад, когда в Екатеринбурге во время фестиваля «Евразия» презентовали проект. 

Заполняемость реального зала во время концертов симфофорума была аншлаговой, а на некоторых превышала 100%. На гастролях оркестра Теодора Курентзиса MusicAeterna публика не сидела разве что у ног музыкантов (они играли стоя) – и в проходах, и даже в фойе пришлось выставить дополнительные ряды). Примерно то же – и на концерте Госоркестра с Владимиром Юровским. Интересно, что и тот и другой дирижеры впервые выступали в Екатеринбурге, и эти концерты, конечно, были в какой-то степени провокативными. MusicAeterna с совершенно не академическим прочтением  Пятой и Седьмой симфоний Бетховена, как свидительствуют очевидцы, привел в эйфорию публику и расколол на два лагеря профессионалов – слишком вычурной и неуместной, не отвечающей содержательности великих симфоний венского классика, сочли манеру Курентзиса. Юровский же, конечно, «взял» зал интеллектом: умение нащупать программную нить (здесь – русская классика вокруг Первой мировой войны), способность умно, но не скучно ввести в тему, представить свое видение музыки, но и оставить поле для личной интерпретации слушателя, а затем исполнить, раскрыв все возможности своего, на сегодняшний момент, пожалуй, лучшего в России симфонического оркестра. 

Вместе с MusicAeterna и ГАСО в Екатеринбурге играли Ростовский симфонический, Нижегородский филармонический, Ярославский губернаторский, Уральский молодежный и Уральский филармонический оркестры. Два из них приняли участие в спецпроекте форума «Время Тертеряна». Посвящение армянскому композитору не случайно: последние годы жизни Авета Тертеряна были связаны именно с Екатеринбургом, и за то недолгое время, что он провел в Екатеринбурге, город буквально «заболел» Тертеряном. Композитор-отшельник в каждом своем сочинении творил мир заново, с нуля, и этот мир вбирал в себя и боль, и потрясение, и радость творца и человечества. Сама возможность общения с ним, по воспоминаниям очевидцев, была счастьем, не говоря уже о возможности из первых рук перенимать его музыку. «Провинциальные танцы» (сегодня – российский лидер contemporary dance) ставят грандиозный спектакль на его музыку, филармонический оркестр играет все симфонии. 20 лет назад в Екатеринбурге готовили большой фестиваль музыки Тертеряна, и он состоялся, но только не как праздник, а как фестиваль-посвящение: за несколько дней до открытия композитора не стало. Мурад Аннамамедов, худрук и главный дирижер Ярославского губернаторского оркестра, был из тех счастливчиков, кто лично общался с Тертеряном, ему композитор посвятил свою последнюю, Восьмую симфонию. Для гастролей дирижер выбрал Пятую – ту, где звуковой хаос усмиряет плач кеманчи. Дмитрий Лисс и Уральский филармонический оркестр – гипнотическую Третью. 

Другая традиционная часть Симфофорума – аналитическая – в этом году была посвящена вопросам финансирования оркестров. Точнее, разработке единой системы классификации, согласно которой учредитель может финансировать коллектив. Эту тему обсуждали на съезде Союза концертных организаций России (СКОР). С одной стороны, речь идет о принятой в Европе практике категорий, согласно которой государство обеспечивает ту или иную концертную организацию. Там система работает по принципу численности: оркестры топовой категории получают разрешение иметь в штате самое большое количество человек и, соответственно, самое большое финансирование. Тогда руководители региона (города и т.д.) будут представлять критерии финансирования и, соответственно, предъявлять те или иные творческие требования. Условно говоря, у оркестра из пятидесяти человек нельзя потребовать исполнить все симфонии Малера (да, в общем, и ни одну).

С другой стороны, есть путь, по которому пошли в США, где оркестры подразделяются на категории в зависимости от бюджета (чем выше позиция оркестра, по экспертному мнению, тем выше финансирование – заметим, не из госбюджета). Не секрет, что уровень оплаты музыкантов напрямую связан с уровнем работающих в нем музыкантов, следовательно – тем выше потенциал оркестра. Таким образом, другой возможный фактор подразделения российских оркестров на категории, предлагаемый СКОР, – фонд заработной платы.

Другое дело, что путь к внедрению той или иной системы предстоит довольно долгий. Свердловская филармония героически проводит мониторинг деятельности российских коллективов, но не может гарантировать полноты информации: реальное количество оркестров точно до сих пор неизвестно, не говоря уже о том, сколько человек в них работают, какие программы они играют, и прочее. К тому же, формальный подход разделения по количественному ли принципу, или по финансированию, тоже может не сработать без подключения полноценной экспертной оценки. 

Екатеринбург-Москва

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1542
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3961
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2195
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2472

Другие новости