0
4114
Газета Культура Интернет-версия

27.05.2015 17:48:00

Завод – это люди

Тэги: спектакль, москвич, азлк, завод


спектакль, москвич, азлк, завод Фото предоставлено пресс-службой КЦ "Москвич"

Улыбчивый молодой человек с красной табличкой «Вперед, Москвич!» (так называется спектакль) и собравшаяся вокруг него оживленная, яркая и, в основном, молодая толпа определенно привлекают внимание проходящих мимо пассажиров станции метро «Текстильщики». Полиция переглядывается: уж не грозит ли эта встреча вылиться в нечто несанкционированное? Однако повод у собрания более чем мирный: спектакль, подготовленный Культурным центром «Москвич», в честь 85-летия завода АЗЛК, еще до недавних пор производившего легендарные автомобили.

Когда-то завод был передовиком производства, и обладать новеньким москвичонком мечтал каждый советский гражданин. С распадом Союза финансовое положение завода, резко лишившегося госфинансирования, значительно ухудшилось. Да и рядовой потребитель теперь предпочитал самую простенькую, но иномарку. В 2001 году завод встал, в 2006-м был объявлен банкротом, а в 2010-м - окончательно закрыт. Демонтаж огромной надписи «Москвич» на его здании стал символическим концом целой эпохи.

Закрылся завод. Но остались люди, воспоминания, история. Обращение к этой коллективной памяти – цель, которую и поставили перед собой создатели спектакля. Драматург Марина Крапивина, режиссер Валерия Суркова и художник Ксения Перетрухина, обладающие значительным опытом работы в области документальной драмы (так, по пьесам Марины идут документальные спектакли в Театре Наций - «Бросить легко» о наркозависимости, «Прикасаемые» о слепоглухих людях; Валерия поставила знаменитых «Язычников» в Театре.doc), около полугода тщательно изучали исторические документы и собирали устные свидетельства. Было поднято множество архивов (не только завода, но и Музея индустриальной культуры в Кузьминках, Музея ретро-автомобилей на Рогожском валу, филиала РГБ в Химках), организовано множество встреч.

В первую очередь, история – это люди. Поэтому конечный спектакль получился скорее о них, простых тружениках завода, весь строй жизни которых был выстроен вокруг него. Здесь они находили друзей, влюблялись, заводили семью, получали квартиры, покупали первый автомобиль. Их дети вырастали и также шли работать на завод. Вместе с заводом эти люди проживали все радости и невзгоды, оставаясь верными ему. Они были надежными винтиками, обеспечивающими работу огромного механизма; артериями, по которым текла горячая кровь к большому сердцу гиганта. Направляя всю страсть и энергию на функционирование завода, они были больше, чем просто работниками. Они и были самим Заводом.

Постановка актуальной сегодня интерактивной формы в данном случае, под влиянием контекста, из обычной «бродилки» превращается в «спектакль-конвейер». Словно на заводском конвейере, зрители, помещенные у метро в автобус, минуя узкие от нависающей пушистыми шапками листвы улицы, движутся к следующему этапу «сборки». Входя в неприметную полуподвальную пристройку обычного жилого дома на Артюхина 24, ступая по навевающим смутные воспоминания коричневым с желтыми узорами коврикам на полу маленькой прихожей, они – мы – попадаем в самое сердце Совета Ветеранов АЗЛК, любезно предоставившего свое помещение для проведения спектакля.

Вот мы заперты в тесной комнате Организационной комиссии: так требует сценарий. В бескрайнем пространстве зеленых облупленных стен одиноко бликует в лучах вечернего солнца увековеченный на портрете Ильич. Знакомый с детства коричневый лаковый стол венчают пожелтевший календарь, секретер, отвертки. По углам громоздятся стопки таких же пожелтевших бумаг. Становится неловко, что мы подсматриваем чужую – реальную – данность. Жизнь в это затянувшееся безмолвие возвращает неожиданно открывшаяся дверь. Вновь запускается конвейер – один за другим, меняясь, входят и выходят актеры. По крупицам, из обрывочных реплик, воссоздается небольшая картина жизни каждого из персонажей, непосредственно связанная с заводом, даже за его пределами.

Конвейер продолжает движение: впереди череда комнат, залов, помещений, воссоздающих атмосферу каждодневной жизни предприятия. «Музей», библиотека, столовая, зал собраний. Все можно потрогать, повертеть в руках и даже – внимание! - попробовать на вкус. Актеры своей «нетеатральной» манерой игры умело вовлекают зрителя в действие, поощряя стать его частью. Ощущение, что перед нами реальные работники завода, жизнь которых мы нагло подсматриваем, не покидает: так естественны и «человечны» их жесты, мимика, улыбки. Даже периодическое чтение текста «по папочкам» видится продуманным шагом по приближению к реальности. Только постоянные отсылки к прошлому в их историях напоминают о том, что перед нами все-таки актеры.

Такая близость актера к зрителю раскрепощает последнего: непрестанно слышится смех и радостный шепот. Спектакль не то чтобы веселый (хотя зачитанный на заседании отчет о хищении - в виде рэпа - определенно позабавил), но скорее очень добрый и душевный: описываемые советские реалии еще не успели перейти в область мифа, а встреча с чем-то знакомым всегда сулит радость. Впрочем, в драме не обойтись и без грустных и серьезных моментов. Вот история о покупке нового, «едко-голубого» москвича, перерастает в рассказ о любимой собаке, которую, погрузив в него, везли по соседней улице в последний путь. Вот кто-то из прессового цеха по неосторожности лишился пальца, да и вообще «там половина без пальцев ходила». Вот, наконец, на заседании принимается роковое, но неизбежное решение о закрытии предприятия, и каждый говорит свое последнее, невыразимо пронзительное в своей простоте, слово: что для него завод?

Затихает музыка, гаснет свет. Останавливается конвейер. Тот самый конвейер, по которому некогда двигались свеженькие автомобили, а рядом шли счастливые, улыбающиеся работники, решившиеся наконец на дорогую семейную покупку и, стоило им указать пальцем, как «вон тот вишневый москвич» спускался с ленты прямо им в руки!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1391
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3632
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2047
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2323

Другие новости