0
4883
Газета Культура Интернет-версия

29.06.2015 00:01:00

Вокруг музыки: "Шум и синтез"

Тэги: выставочные залы, выставки, москва


выставочные залы, выставки, москва Трогать руками можно все! Фото Юлии Дмитрюковой

Менее двух лет назад был запущен процесс обновления сети московских районных выставочных залов и галерей. По инициативе столичного Департамента культуры, они были объединены в сеть «Выставочные залы Москвы», программной деятельностью в них занялись ведущие кураторы в области современных выставочных проектов и социо-культурного проектирования. В их задачу входило «оживление» площадок, на многих из которых будто бы остановилось время. Многие обновленные галереи за небольшой отрезок времени обрели свое собственное лицо: за внешними изменениями и переименованиями скрывается работа по глобальному внутреннему «переформатированию». Помимо организации актуальных выставок, концертов, театральных и музыкальных перформансов, появились мастер-классы и тренинги, образовательные программы различной тематики для посетителей разных возрастов и интересов. Обновление заключается и в поиске новых путей диалога с аудиторией. Происходит все это в небольших пространствах, упрятанных в самую гущу жилых районов, и не только вдали от центра города, но и вне пределов Третьего транспортного кольца: в Беляево, Выхино, на Каширке, и даже за пределами МКАД — в Солнцево.

Один из самых удачных вариантов обновления — проект ГРАУНД, который открылся в июле 2014 года и объединил два выставочных пространства на севере Москвы: галереи «На Ходынке» и «На Песчаной». Под руководством куратора Екатерины Бочавар и продюсера Юлии Бычковой, а также арт-дирекции галерей, две площадки удалось объединить общей идеей: «Современное искусство в его кросс-дисциплинарном варианте». Направления деятельности «Государственного районного артистического университета независимых дарований» (остроумная расшифровка организаторов) немного отличаются по двум адресам: выставочные проекты в «ГРАУНД-Песчаная» взаимодействуют с экспериментальным театром и перформансом, музыкой и литературой, паблик-артом и уличным искусством. В «ГРАУНД-Ходынка» они чаще связаны с новыми медиа, возникающими на стыке искусства и технологий — видео-артом, саунд-артом. Площадки не только насыщены событиями, но и имеют продуманный фирменный стиль — в оформлении помещений, выставок и полиграфического дизайна («белое» и «черное»). За год в ГРАУНДе прошли две совместных выставки, — «Заземление» (отражение современной жизни района в различных художественных жанрах) и «Три минуты войны» (редкая кинохроника, совместно с Музеем Кино). «Нашумевшим» событием конца 2014 года в «ГРАУНД-Песчаная» стала экспозиция «Приют роялей» — часть коллекции клавишных инструментов разных эпох, собранной пианистом Петром Айду. Один из ее экспонатов — действующий самодельный орган, собранный вручную в собственной квартире любителем Иосифом Файном, — остался в галерее на постоянной основе. Аналогичным «постоянным током» галереи «ГРАУНД-Ходынка» стала коллекция исторических электромузыкальных инструментов Льва Термена — несколько моделей терменвоксов, ритмикон и гармониум. Нашел себе здесь временный приют и уникальный электроинструмент Александра Иванова и Андрея Римского-Корсакова — эмиритон.

В конце мая 2015 года в ГРАУНДе открылась третья «двойная» выставка, объединившая обе площадки: «В поиске потерянного звука: Шум и Синтез». В центре внимания — история звуковых экспериментов в России 1910 – начала 1930-х годов. Cложный период переустройства мира, романтика революционного времени нашли отражение во всех видах искусства. В области музыки, одновременно в разных странах, рождалось множество новаторских идей — как концептуальных, так и технологических. Это и поиск новых источников звука, и расширение самого звукового поля: включение в него шумовой палитры новой индустриальной эпохи. В России и позже в СССР наблюдался невероятный подъем музыкального эксперимента: создание первых электромузыкальных инструментов и опыты графического синтеза звука, шумовые оркестры и звуковые опыты в театре и кино. Причем основы «искусства будущего» закладывали представители разных профессий: математики и физики, художники и музыканты. «Кросс-дисциплинарность» — еще один признак этого необыкновенного времени. К сожалению, с наступлением тоталитарной советской эпохи и последующей Второй мировой войны большинство экспериментов было свернуто: закрывались лаборатории, уничтожались архивы — отсюда «потерянный звук» в названии выставки. Прервавшаяся в СССР история музыкальных технологий продолжилась на Западе, где многие идеи были доведены до практических результатов (в том числе и эмигрантами из России). Горькая ирония состоит в том, что эти результаты уже были вынуждены копировать советские конструкторы второй половины XX века, не подозревая об их подлинных истоках.

Многие достижения послереволюционных лет стали широко известны только в последние десятилетия, благодаря специальным исследованиям. Два их направления — отечественная шумовая культура и ранние методы синтеза звука — послужили основой двух частей выставки: «Шум» (кураторы — Константин Дудаков-Кашуро и Петр Айду, «ГРАУНД-Песчаная») и «Синтез» (кураторы — Андрей Смирнов и Алекс Пленингер, «ГРАУНД-Ходынка»). У каждой из частей есть проекты-«прародители». В первом случае это выставка «Реконструкция шума» в Политехническом музее (2012), для которой было воссоздано около 60 театральных шумовых инструментов Владимира Попова (довоенный МХАТ) . Во втором — серия выставок «Поколение Z» о музыкальных технологиях 1910-30-х, прошедших во Франции, России, Венгрии, Германии в 2008-2014 гг., в частности, в Политехническом музее (2009), а также экспозиция «Пионеры звука» на Винзаводе (2014), где было представлено множество документов и подлинных звуковых аппаратов того времени.

В процессе подготовки выставки, каждое из ее первоначальных направлений было расширено — или контекстом эпохи, или даже выходом за ее пределы. Центром экспозиции «Шум» стали несколько действующих шумовых инструментов Попова, имитировавших в театре ветер и дождь, стук колес поезда. А вокруг них рассказывается и о других «сферах применения» шумовой музыки: цирковая эксцентрика, звуковое кино, а также самодеятельные шумовые оркестры — «шуморки», получившие большое распространение в голодные послереволюционные годы. По словам одного из авторов выставки, культуролога Константина Дудакова-Кашуро, это «удивительный период применения авангардных форм искусства в деле массового образования». Здесь же реконструкции некоторых самодеятельных инструментов: «пузифон» (однострунный смычковый инструмент с использованием палки-швабры и бычьего пузыря) и «стулофон» (щипковый инструмент, состоящий из струны, стула-деки и металлической коробочки-«подставки», перестраивающей струну). Подобные конструкции сейчас вызывают лишь смех и умиление, но как свидетельствуют расположенные рядом многочисленные цитаты современников (а это и цитата из М. Горького, и воспоминания актера А. Менакера, публикации в журнале «Смена») — отношение к «шуморкам» было более чем серьезным. По технологии изготовления самодеятельных инструментов выходили целые книги — обложка одной из них есть на выставке. Авторы также провели аналогию со средневековыми карнавалами и дополнили экспозицию латиноамериканскими шумовыми инструментами (такими как «ослиная челюсть»).

Еще одна часть экспозиции на Песчаной посвящена шумовым экспериментам в кино: для некоторых режиссеров, таких как Дзига Вертов и Сергей Эйзенштейн, звуковая дорожка кинокартины была не менее важна, чем ее визуальная часть. В одном из залов на большом экране демонстрируется фильм Дзиги Вертова «Энтузиазм. Симфония Донбасса», который без преувеличения можно назвать еще одним «манифестом новой музыки» — настолько интересно выполнено звуко-шумовое оформление к нему. На небольших видеопанелях можно увидеть фрагменты из других кинофильмов, а также — для сравнения — фильмы о ранних шумовых экспериментах в Италии (оркестр «Интонарумори» Луиджи Руссоло) и Франции («конкретная музыка» Пьера Шеффера). Нельзя не отметить общность экспериментов в прикладной (театр, кино) и эстетической плоскости, причем нередко прикладные опыты оказываются даже более интересными, чем те, что были заранее объявлены «чистым творчеством».

Особое место в экспозиции «Шум» занимает рассказ о «Симфонии гудков» Арсения Авраамова — композитора и теоретика, смелого новатора в области «производственного искусства» и микротоновой музыки, об опытах которого мы знаем, к сожалению, только по документам, нескольким фотографиям и свидетельствам современников.

Вторая половина выставки, «Синтез», в процессе создания также вышла за пределы заявленной темы. Ее первоначальные смысловые центры — документальная история графического синтеза звука (опыты Николая Воинова, Михаила Цехановского и Евгения Шолпо, Бориса Янковского и — снова! — Арсения Авраамова, а также демонстрация первых отечественных электромузыкальных инструментов — уже упоминавшихся выше аппаратов Термена, Иванова и Римского-Корсакова. Но благодаря интересу и помощи частных коллекционеров, возник еще один обширный раздел экспозиции, посвященный знаменитым зарубежным синтезаторам 1960-70-х годов. Здесь можно увидеть редкие действующие экземпляры синтезаторов Minimoog, EMS Synthi A и Arp Odissey, одну из современных модификаций легендарного Buchla 200 (четыре из пятнадцати модулей которого созданы одним из кураторов «Синтеза» Алексом Пленингером), а также самый популярный в мире синтезатор 1970-х — американский Synclavier. Казалось бы, между первым и вторым разделом нет прямой связи, но это только на первый взгляд. Если изучить историю создания первых синтезаторов на Западе, то можно обнаружить немалый вклад в нее российских эмигрантов. Выходцем из России был родоначальник американской Tape Music, композитор Владимир Усачевский — один из основателей знаменитой студии Колумбийско-Принстонского университета, где уже в 1950-е годы был установлен синтезатор Mark II фирмы RCA. Потомком знаменитого российского дворянского рода является Питер Зиновьев, основатель британской компании EMS, выпускавшей легендарные синтезаторы Synthi. А американский композитор Джон Эпплтон, один из разработчиков Synclavier, — сын эмигранта из Кишинева и пасынок выходца из Уфы, контрабасиста Лос-Анджелесского оркестра, привившего будущему композитору, по его собственному признанию, интерес и любовь к музыке.

На многих экспонатах — как шумовых, так и электронных инструментах — можно попрактиковаться в любое время работы выставки, под присмотром ее охранителей. Уход от наскучившей музейности («руками не трогать!») и наличие еще одного измерения — акустического (в залах постоянно что-то звучит, и это не только фонограммы видеороликов) придает экспозиции особую оригинальность. А в сочетании с объемом информации и качеством ее подготовки — несомненную уникальность на культурной карте Москвы. В целом, создается впечатление, что круг тем, которые затрагивает выставка, превышает в несколько раз ее материальные объемы. Небольшое число уникальных артефактов дополняется множеством экспликаций, качественных не только по содержанию (чего стоит один только «Шумохронограф» Константина Дудакова-Кашуро, выполненный в пол-стены!), но и по дизайнерскому решению: особая плакатная бумага, напоминающая «оберточную», на Песчаной, и трафаретные надписи на черных поверхностях — на Ходынке. В дополнение к выставке, благодаря помощи пермского фонда «Новая коллекция», была выпущена оригинальная 12-полосная газета с большим объемом информации об истории графического синтеза и шумовой культуры — ее бесплатно получает каждый посетитель. Также, помимо регулярных экскурсий, кураторы обеих выставок проводят тематические лекции и демонстрируют экспонаты в действии. В «ГРАУНД-Песчаная» Константин Дудаков-Кашуро рассказывает о шумовой культуре в России и на Западе, а Петр Айду демонстрирует модели шумовых инструментов. В «ГРАУНД-Ходынке» Андрей Смирнов знакомит с историей «графического звука» и первых отечественных синтезаторов, а Алекс Пленингер проводит практические занятия на аналоговых синтезаторах из Европы и Америки.

Еще один замечательный плюс выставки — сопровождающая ее перформативная программа. В «ГРАУНД-Ходынке» это показ работ лаборатории новых форм танца и просмотры исторических кинофильмов. В «ГРАУНД-Песчаной» — цикл концертов «Воскресные импровизации». 21 июня в рамках цикла прошел концерт-презентация «Алексей Сысоев и друзья» 28 июня в концерте «Два дуэта» — джазовые импровизации на саксофоне и фортепиано (Анатолий Осипов – Алексей Наджаров, Юрий Яремчук – Григорий Сандомирский), а 5 июля — сольная программа RESUME пианиста и композитора Романа Столяра.

Выставка «В поисках потерянного звука. Шум и Синтез» продлится до 5 июля.

  • «ГРАУНД-Песчаная» — ул. Новопесчаная, д.23/7. м. «Сокол». вт-вс, 11–20
  • «ГРАУНД-Ходынка» — ул. Ирины Левченко, д.2. м. «Октябрьское поле». вт-вс, 11–21. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
925
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
788
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
920
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
625

Другие новости