0
6223
Газета Культура Интернет-версия

28.09.2015 13:16:00

Борис Эйфман представил публике обновленный балет "Красная Жизель"

Тэги: красная жизель, балет, эйфман


красная жизель, балет, эйфман Балерина (Мария Абашова) и Партнер (Олег Габышев). Фото предоставлено пресс-службой театра 

Балет "Красная Жизель" был создан в 1997 году. Это один из "шлягеров" театра, за основу которого хореограф взял историю жизни русской балерины Ольги Спесивцевой - блистательной танцовщицы Мариинского театра, одной из коронных партий которой была Жизель. В годы революции она стала женой влиятельного партийца Бориса Каплуна, с которым прожила несколько непростых лет, прежде чем эмигрировала во Францию. Там она познакомилась и танцевала с Сержем Лифарем, чувства к которому остались без ответа. За этим последовал отъезд в Америку и долгие годы жизни в эмиграции. Непростая судьба балерины привела ее, как и Жизель, к помутнению рассудка, а Бориса Эйфмана - к созданию балета, который можно назвать витриной художественного метода хореографа.

Надо отметить сразу, что обновление касается, в основном, хореографического текста - по словам самого Бориса Эйфмана, со времени премьеры технические возможности труппы возрасли, соответственно, измениться должна была и хореография.

По-новому смотрятся сольные партии и некоторые общие сцены. Партнер (прототипом которого стал Серж Лифарь) в исполнении Олега Габышева, например, в новой версии более неоднозначен и противоречив - за счет более динамичного и амплитудного рисунка партии. Главная же героиня, Балерина (Мария Абашова) - тут причиной и физика танцовщицы, и менее лиричный, состоящий из крупных, усиленных движений, текст - в некоторых сценах кажется очень земной, практичной, уравновешенной. А это, в свою очередь, идет в разлад с повествованием, но при этом возводит в максимум зрелищность спектакля.

В то же время фабула, декорации, герои, костюмы - все это изменений относительно оригинальной постановки практически не претерпело. Любящий Эйфмана зритель с радостью найдет в постановке все то, чем знаменит постановщик - и дуэты, соперничающие по сложности с морскими узлами, и кордебалетные сцены, изображающие безликую и жестокую к героям толпу, и эффектные сценографические решения (в "Красной Жизели", например, героиню облекают в красное полотнище, которое оборачивается то советским знаменем, то пятиконечной зведой, то закрывает сцену императорского театра, где прежде танцевала героиня). Мягкого, интеллигетного Учителя, готовившего Балерину к большой сцене, представителя той, старой России, (эту партию исполняет Олег Марков) чекисты уничтожают, буквально распяв на балетном барре - и это тоже один из любимых образов хореографа.

Тема безумия, скрупулезно исследуемая Эйфманом в этом балете (как и во множестве других), к счастью, не рифмуется с революционным заревом, отблески которого так ярки в "Красной Жизели". Ряд снов и видений, где Балерина кружится среди мертвых невест-виллис, где ее затягивает темнота, из которой вдруг появляется голова Партнера; купол Мариинского театра как символ ее таланта и душевной стойкости, обрушенный на сцену; в финале Балерина скрывается за подернутыми дымкой зеркалами - вечными спутниками любой танцовщицы, и одновременно символами иллюзорности, изменчивости, обмана - все это создает многомерную и пугающе реалистичную историю душевного распада.

Публика приняла новую редакцию балета очень бурно - пожалуй, в контексте спектакля будет уместно сказать, что зрители сходили с ума. К счастью, от радости.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1314
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
977
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1169
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
762

Другие новости