0
3276
Газета Культура Интернет-версия

22.04.2016 17:45:00

Владимир Спиваков: «Никогда не рвусь впереди своего имени»

Тэги: спиваков


спиваков Фото из личного архива артиста

25 апреля в Большом зале консерватории прославленный скрипач, дирижер, президент Московского международного Дома музыки Владимир СПИВАКОВ встанет за пульт Студенческого оркестра Московской консерватории: это вечер продолжает серию приношений к 150-летию легендарного учебного заведения. Музыкальный критик Евгения КРИВИЦКАЯ попросила маэстро поделиться воспоминаниями о годах учебы, прокомментировать программу концерта и рассказать о ближайших творческих планах.

- Владимир Теодорович, чем вам запомнились годы учебы?

- В годы моего студенчества была потрясающая атмосфера. Мы ходили по тем же коридорам, что и легендарные Генрих Нейгауз, Давид Ойстрах, Яков Флиер, Яков Зак… Это же гиганты! Я любил посещать классы других педагогов, чем вызывал некоторую ревность даже у моего профессора Юрия Исаевича Янкелевича. Просиживал в восьмом классе у Давида Федоровича Ойстраха: на уроках он феноменально показывал, как надо играть тот или иной эпизод - с любого места любое сочинение. Обожал приходить в класс № 19 к Славе Ростроповичу. Видите, до сих пор помню номера классов! Слушал его занятия с гениальной Жаклин Дюпре. Причем Слава как раз ей ничего на виолончели не показывал – иногда только подыгрывал на рояле: она играла совершенно божественно.

- Вы всегда с нежностью и восхищением упоминаете имя своего учителя, Юрия Исаевича Янкелевича.

- Он - выдающийся педагог, которому были ведомы все секреты скрипичной «кухни». С нами держался очень строго, и мы редко слышали от него похвалы. Приведу пример: когда я выиграл конкурс в Монреале, обойдя очень неслабых скрипачей – таких как Гидон Кремер, Олег Крыса, Мириам Фрид (в последствие первая премия в Брюсселе) – у меня после конкурса состоялся сольный концерт в Гнесинском институте. На ночной репетиции накануне Юрий Исаевич, прослушав всю программу, похвалил: «Ну, Володя, у тебя наблюдаются элементы мастерства». Но самую высшую похвалу я услышал, когда сыграл сольный концерт в БЗК с самостоятельно подготовленной программой. Это была суббота, и Юрий Исаевич, зайдя в артистическую, сказал: «Зайдешь ко мне в понедельник, в пятнадцатый класс, в три часа. Обсудим твой концерт». Я переживал все воскресенье, думал, что меня ждет. Пришел в три часа, и услышал от Янкелевича: «Знаешь, я получил большое удовлетворение от твоей игры, поскольку почувствовал, что я тебе больше не нужен».

- Вы играли в консерватории в студенческом симфоническом оркестре?

- Конечно. В мои годы им руководил Михаил Тэриан. К нам также приходил Константин Иванов, тогдашний руководитель Госоркестра. Иванов дирижировал очень темпераментно, пот с него лил градом – прямо сидящих рядом скрипачей. В общем, после первых репетиций я с первого пульта быстро пересел на последний.

- Вы помните ваш собственный дебют с оркестром?

- Я готовился к какому-то конкурсу, и меня Юрий Исаевич послал порепетировать с оркестром, которым руководила Вероника Борисовна Дударова. Я совершенно обалдел тогда: одно дело играть под рояль, а другое, когда тебя как маленькую собачку окунают в открытый океан музыки: огромное количество инструментов, сразу все играют. После этого я стал изучать партитуры. Но первый момент волнения помню до сих пор. Вот уж действительно – «скрипка и немного нервно», как у Маяковского. Кстати, я даже как-то в консерватории показал спектакль с таким названием. Меня чуть не выгнали из-за этого.

- Почему же?

- Придумал историю о том, как послали однорукого скрипача на конкурс в Латинскую Америку. Мы разыгрывали «битву» профессоров, отбирающих на конкурс студентов. Получилась такая едкая пародия на наших педагогов. Потом в спектакле этот однорукий скрипач получает первую премию и приезжает домой. В Москве у него сольный концерт, и все сбегаются посмотреть, что это за невероятное чудо. Я тогда засунул правую руку в карман, и вышел с пустым рукавом, держа скрипку в левой руке. Виктор Полторацкий, переодетый в женское платье, играл на фортепиано. Эдик Татевосян, работающий сейчас в Квартете имени Комитаса, встал рядом, держа смычок, приобнял меня, поправляя прическу, и мы лихо вдвоем сыграли «Пляску ведьм» Паганини - виртуознейшую пьесу. Это был триумф, но за критику профессоров меня вызвал к себе кабинет тогдашний ректор Свешников и сказал: «Еще одно такое представление и вас в нашем учебном заведении не будет». Еще живы люди, которые это помнят!

В студенческие годы я также сотрудничал с оркестром Дома медработников, которым руководил Игорь Чалышев. На первом пульте сидели мы с Витей Третьяковым, за нами — Олег Каган с Володей Ланцманом, ну а на последних пультах два-три врача – любителя музыки. Изучали симфонии Шуберта, Гайдна, с большим удовольствием, да и играли здорово.

- Для концерта к 150-летию вашей альма-матер вы выбрали Бетховена.

- Пианист Николай Луганский захотел сыграть Четвертый концерт Бетховена, один из моих любимейших. Это сочинение - сродни «Божественной комедии» Данте. Я решил, что к нему подойдет Седьмая симфония.

- Год Прокофьева. Немножко смешно, когда все вдруг проникаются любовью к какому-то писателю, композитору. Вы как относитесь к невольному герою нашего времени?

- Прокофьев, конечно, гений, очень люблю его музыку – за риск, за свежесть, за необыкновенные музыкальные идеи, блестящую оркестровку. Я приму участие в этом праздновании – но не по указу, а по велению души. Фактически мы каждый сезон играем Прокофьева, этот год – также. Я лично собираюсь исполнить музыку к кинофильму «Поручик Киже». Кстати, Стинг использовал в своей культовой песне «Russian» музыку оттуда.

- Совсем скоро начинается Первый скрипичный конкурс Владимира Спивакова. Почему он проходит в Уфе?

- Уфа – город, где я родился. Мой отец после контузий на Украинском фронте был послан на авиационное предприятие в Уфу, где работал старшим мастером по производству двигателей для наших бомбардировщиков. А жили мы на улице Глинки, что тоже некий знак. Что касается конкурса, то никогда не рвался впереди своего имени. Но когда руководство республики предложило мне провести такой конкурс, то я согласился.

- Как проходит подготовка?

- Мы отслушали около 50 записей из разных стран, отобрали 12 участников – мне кажется, интересных музыкантов. Посмотрим, как они сыграют на прослушиваниях. Члены жюри - очень уважаемые люди, известные педагоги. Михаил Копельман, в прошлом примариус Квартета имени Бородина, сейчас профессор в консерватории в Нью-Йорке, ученик Яши Хейфеца Пьер Амойяль, преподающий и в Швейцарии и в Зальцбурге, Борис Кушнир, преподающий в Вене, Тарас Габора – профессор из Канады, очень почитающий Юрия Янкелевича, переводивший его труды на английский язык. Я тоже сяду в жюри в этот раз, хотя терпеть не могу судить.

- У вас замечательный призовой фонд: четверо лауреатов получат в качестве приза - скрипки. Помню, как переживали ребята на конкурсе имени Янкелевича в Омске, которым не достался инструмент.

- На конкурсе имени Янкелевича мне было предложено устроить «переходящее красное знамя»: то есть давать скрипку в ограниченное пользование. На что я естественно не согласился, потому что это в корне меняет саму идею состязания. Вот Сергей Догадин, выиграв труднейший конкурс в Германии, получил дорогую скрипку Гваданини в пользование на три года. Она стоит больше миллиона долларов. Настя Кобекина тоже получила виолончель Гваданини. А что им делать через три года? Французы называют это «Cadeau poisonnй» - «отравленный подарок». С такого инструмента перейти на более дешевый обидно и сложно. У меня на конкурсе лауреат получит в вечное пользование очень хороший инструмент, выбранный мной лично. Есть такое английское выражение: «look like the milliondollars» - выглядеть на миллион долларов. Пусть скрипка не будет иметь такую невероятную стоимость и историческую ценность, но по звуковым качествам не многим будет уступать лучшим образцам.

- Расскажите подробнее о призовых инструментах.

- Первый приз – скрипка работы Карло Джузеппе Оддоне, великолепного итальянского мастера XIX века, в отличном состоянии без единой трещины. Как будто сделан вчера. И звучит «на полмиллиона», по крайней мере.

Наш современник, француз Ален Карбонар, живущий в знаменитом Мерикуре – это такое же место во Франции, как Кремона в Италии. В Мерикуре работал Вильом, которого считали французским Страдивари. Ален дарит нам свои скрипки, стоящие около 40 тысяч евро: не только призовой инструмент, но и скрипку для оркестра – такой он широкий человек.

Третий инструмент я приобрел сам. Это - инструмент Марии Стрельниковой, дочери известного скрипичного мастера Вадима Стрельникова. Мария живет в Кремоне, где древняя школа изготовления скрипок. Дереву, из которого сделан ее инструмент, более 150 лет. Четвертый приз сделан Игорем Улицким, мастером – победителем одного из конкурсов Чайковского в разделе скрипичных мастеров.

- Он работает в ММДМ?

- Да, он обслуживает наших оркестрантов и сам делает скрипки. Это редкое ремесло, которое надо поддерживать. Не представляете себе, какой вес во Франции имеют все эти умельцы. Наш разговор об инструментах вызвал в памяти один эпизод, связанный с Московской консерваторией. Австрийский канцлер Бруно Крайцер и спросил: «Я еду в Россию: чтобы вы посоветовали привезти в подарок?» Я ответил: «Подарите Московской консерватории рояль Бёзендорфер». Он поблагодарил за идею, и действительно привез рояль, который поставили в 45-й класс – там всегда занимался Флиер. Незабываемые годы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1570
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4009
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2223
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2499

Другие новости