0
2192
Газета Культура Интернет-версия

26.05.2016 00:01:00

Звезды в крепкой связке

Тэги: филармония, ансамбль, концерт, муттер, бронфман, харрелл


филармония, ансамбль, концерт, муттер, бронфман, харрелл Свой проект музыканты презентовали в Москве, впереди – европейские гастроли. Фото предоставлено пресс-службой филармонии

Три выдающихся музыканта – Анне-Софи Муттер, Ефим Бронфман и Линн Харрелл – впервые собрались вместе на одной сцене, объединившись в ансамбль. Выступление артистов в Концертном зале им. Чайковского состоялось в рамках совместного проекта Московской филармонии и фестиваля искусств «Черешневый лес». Программу вечера составили Седьмое трио для скрипки, фортепиано и виолончели Бетховена и фортепианное трио Чайковского «Памяти великого художника».

Участники звездного коллектива в представлении не нуждаются: каждый из них сделал блестящую сольную карьеру. На счету Анне-Софи Муттер множество концертов в самых престижных залах мира, многочисленные награды и два десятка мировых премьер: сочинения Лютославского, Пендерецкого, Дютийе, Губайдуллиной, Вольфганга Рима и других авторов. В этом году скрипачка празднует 40-летний юбилей творческой деятельности. Знаменательную дату она отметит масштабным европейским турне, в котором выступит с Лондонским, Венским, Нью-Йоркским и Питтсбургским симфоническими оркестрами.

Пианист Ефим Бронфман за 30 лет концертной жизни также снискал право быть первым исполнителем новых опусов: для него пишут композиторы Йорг Видманн и Брайт Шенг. Линна Харрелла, в 1971 году сыгравшего свой первый сольный концерт, поклонники справедливо называют вторым Ростроповичем. В прошлом году виолончелист присутствовал на XV Международном конкурсе им. Чайковского в качестве одного из членов жюри.

Сомнений в высоком профессиональном уровне музыкантов не возникало, автора этих строк волновал лишь один вопрос: смогут ли артисты, привыкшие к сольным выступлениям, органично сосуществовать на сцене вместе? Ответ на него стал ясен уже после первых нот бетховенского трио: Муттер, Бронфман и Харрелл оказались очень чуткими музыкантами. Каждый из них «прожил» не только собственную партию, но и партии остальных участников, реагируя на малейший поворот в партитуре.

Свое трио – считается, что это одно из самых сложных произведений в жанре камерной музыки – Бетховен посвятил своему ученику и покровителю эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому, кардиналу, композитору и пианисту. Героические образы первой части в нем сменяются стремительным, игривым скерцо, а мужественная, философская лирика медленной части – непринужденно-танцевальным финалом. Торжественный, поистине королевский характер сочинения инструменталистам удалось соединить с искренностью исполнения и создать на сцене интимную атмосферу домашнего музицирования.

И все же кульминацией вечера стало исполнение фортепианного трио Чайковского «Памяти великого художника». В творчестве композитора этот опус занимает особое место: Чайковский посвятил его памяти выдающегося пианиста, основателя Московской консерватории Николая Рубинштейна. Несмотря на то что премьера сочинения в 1882 году состоялась на закрытом «элегическом концерте», оно получило огромную популярность и почти сразу было признано «главным фортепианным трио XIX столетия».

Неоспоримое достоинство музыки трио – богатейшее разнообразие образов. Один из критиков позапрошлого века писал, что в ней «представлена жизнь в различных ее гранях, в смене горя и радости, печали и торжества». Все это артисты представили на сцене с максимальной полнотой и правдивостью. В интерпретации Бронфмана запомнились эпические темы первой части, близкие по духу симфониям Бородина и «Богатырским воротам» из «Картинок с выставки» Мусоргского. Кантилену в сольных вариациях второй части «пропела» Муттер: светлая, пейзажная лирика под ее пальцами приобрела щемящий оттенок. Харрелл был непревзойден в скерцозных эпизодах и виртуозной заключительной вариации, выполняющей функцию финала. В воплощении же главного, трагедийного образа, заложенного начальной темой трио, музыканты выступили как единый инструмент. После последних тактов коды, звучащих на пианиссимо, в зале повисла абсолютная тишина, лишь через несколько секунд сменившаяся восторженными криками «браво!».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1310
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3460
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1957
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2249

Другие новости