0
4061
Газета Культура Интернет-версия

02.11.2016 17:07:00

Максим Венгеров: «Конкурсы сегодня должны трансформироваться»

Тэги: венгеров, музыка, конкурс, скрипачи


венгеров, музыка, конкурс, скрипачи Фото с официальной страницы Московского скрипичного фестиваля в социальной сети

Скрипач Максим ВЕНГЕРОВ – один из самых ярких музыкантов современности, успешно сочетающий сольную карьеру с дирижерской и педагогической деятельностью. В октября этого года Венгеров во второй раз председательствовал в жюри прошедшего в Познани 15-го Международного конкурса скрипачей им. Генрика Венявского, одного из самых авторитетных мировых музыкальных состязаний. 4 ноября Максим Венгеров выступит с сольным концертом в Москве, а 8 ноября в Петербурге на сцене Большого зала филармонии представит лучших конкурсантов. Во время конкурса с председателем жюри побеседовал Георгий КОВАЛЕВСКИЙ.

- Максим Александрович, вы уже второй раз возглавляете жюри одного из самых известных и престижных скрипичных конкурсов.

- Да, действительно. Конкурс скрипачей Венявского – это легенда. Первый конкурс прошел в 1935 году, победу одержала французская скрипачка Жинетт Невё, а вторую премию взял Давид Ойстрах. Этот конкурс был также примечателен еще тем, что в нем участвовала и ныне здравствующая скрипачка Ида Гендель, которой в том время было всего 8 лет!

- Это разве конкурс без ограничения возраста?

- Сейчас возрастной ценз ограничен, в состязании могут принять участие скрипаче в возрасте от 16 лет до 31 года. В этом году самый молодой участник был 16-летний скрипач из Китая Ронг Ксингджоу, очень талантливый мальчик. К сожалению, он не попал в финал, поскольку общий уровень был очень высок. На предварительном этапе конкурса я вживую отслушал 250 человек. Прослушивания проходили на четырех континентах, и уже непосредственно на конкурс приехали участники со всего мира, в том числе с Новой Зеландии, Австралии и Южной Америки.

Все прошедшие на второй тур 13 скрипачей были настолько сильны, что можно было спокойно их всех пропускать в финал. У жюри был очень сложный выбор и в итоге до заключительного тура были допущены семь участников, вместо шести положенных.

- Конкурс проводится раз в пять лет, и уже заслужил славу мировой витрины молодых скрипачей.

- Да, это витрина, и прекрасная возможность для того, чтобы члены жюри познакомились с молодыми музыкантами. У всех участников была возможность пообщаться с нами, услышать профессиональный совет. Я считаю, что конкурсы сегодня должны определенным образом трансформироваться. Конкуренция конкуренцией, но обязательно должна создаваться дружественная атмосфера. Все должно служить главной цели – музыкальному развитию общества и молодежи. Моя задача, как председателя жюри, чтобы каждый участник, даже если он выбыл на прослушивании, получил необходимое общение и услышал нужный для него совет. Проще всего сделать письменный отказ, но я стараюсь всех выслушать и говорю, что жюри собралось не для декорации, а для живого общения.

- А большой состав жюри был в этом году?

- Включая меня – 12 человек. Почетным председателем жюри в этом году стал композитор Кшиштоф Пендерецкий.

- Сейчас, к сожалению, в музыкальном исполнительстве существует тенденция, когда техника начинает превалировать над содержанием. Есть примеры, когда музыкант играет внешне совершенно безупречно, но внутри ему сказать особо нечего. Как с этим обстоит дело на конкурсе?

- Я совершенно с вами согласен, рациональное и духовное начала должны быть всегда в гармонии. То есть рациональное всегда служит духовному, и одно подпитывает другое. Программа конкурса была рассчитана так, чтобы выявлять не только технические способности скрипача, но и его ощущения в музыке, его зрелостью. Очень интересно, что иногда семнадцатилетние ребята демонстрируют такой уровень, что остается только снять шляпу. Иногда они разумом не до конца осознают, какое произведение играют, но инстинктивно понимают и чувствуют, где его зерно и истоки.

- Как на конкурсе обстояло дело с современной музыкой?

- Всего невозможно охватить. У нас итак были нововведения – скрипичные сонаты Бетховена в первом туре и концерты Моцарта во втором. Можно, конечно, было бы поставить современное произведение, но и так программа была перенасыщена. На мой взгляд, для современной музыки должны существовать свои отдельные конкурсы. Музыка рубежа XX – XXI веков – отдельный жанр и заслуживает специального внимания.

- А как дело обстояло с Бахом?

- С Бахом у нас был вопрос решен особым образом. Он не стоял на первом туре, поскольку часто так случается, что из-за Баха в принципе хороших скрипачей снимают с соревнования. Потому что мнения по Баху у членов жюри всегда будут отличаться. Ведь его музыку можно играть и в барочной манере, и в романтической. На мой взгляд, нет универсального стиля для Баха. Ведь инструменты, на которых мы играем, несмотря на форму, доставшуюся с XVII века, далеко не те, что были раньше: иное натяжение струн, иной смычок. Поэтому в исполнении барочной музыки на современных инструментах уже есть несоответствие. Существую такие понятия как технический прогресс, как исполнительская мода. В свое время Ростропович мне говорил: «Максим, не будь о себе слишком большого мнения. Пока ты в моде – используй это и играй в свое удовольствие. Если из моды выйдешь, тебя отодвинут на второй план, а Шостакович, Чайковский, Моцарт все равно останутся». Так вот, возвращаясь к Баху, мы поставили часть из сольной сонаты или партиты в программу второго тура, в качестве биса после концерта Моцарта. И я был поражен, что при множестве дискуссий насчет интерпретаций Моцарта, почти все члены единогласно оценили высокий уровень исполнения музыки Баха.

- В прошлом сезоне в Петербурге с успехом прошел Международный скрипичный фестиваль. Этой осенью уже второй фестиваль затронет и Москву, в частности, вы будете выступать в Большом зале Московской консерватории 4 ноября. Насколько на ваш взгляд это необходимо современному российскому обществу, в котором классическая музыка, к сожалению, занимает не самые высокие места?

- Скрипка – это королева всех музыкальных инструментов, для нее создан богатейший репертуар. На мой взгляд, ценность подобных фестивалей состоит еще в том, что делается акцент на профессионализме и ремесле в хорошем смысле этого слова. Ведь настоящее ремесло ценилось во все века. Без того, чтобы быть сначала хорошим ремесленником, невозможно подняться и стать настоящим артистом и художником, волшебником музыки, где ремесло уже отходит на второй план. Сейчас все ищут харизматичных личностей, забывая про профессиональную составляющую любого искусства. Поэтому идея руководителя фестиваля Вячеслава Зильберборда – прекрасна. Фестиваль возвращает слушателей в истоки скрипичного искусства, в XX,XIX век и далее, уходя к истокам подлинного мастерства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1492
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3841
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2151
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2417

Другие новости