0
2341
Газета Культура Интернет-версия

05.12.2016 14:39:00

Время отвечает гению

Тэги: якобсон, театр, юбилей, труппа


якобсон, театр, юбилей, труппа Фото Антона Свириды предоставлено пресс-службой театра

Отпраздновать полувековой юбилей решили относительно скромно – в уже практически родном Эрмитажном театре (своей сцены, как известно, у труппы нет) собрались только свои - бывшие и настоящие работники театра, петербургские танцовщики. Начался вечер с показа отрывка документального фильма о Мастере и церемонии награждения благодарственными письмами от имени Комитета по культуре. Как правило, официальные грамоты с формулировкой «по случаю юбилея» получают все. Тем более странно и горько было видеть, что среди награжденных не оказалось Александра Александровича Степина, педагога-репетитора театра, работавшего лично с Леонидом Якобсоном и трепетно сохраняющего его наследие для нынешних поколений артистов. Во многом его стараниями память о Мастере и его искусстве сохранилась для современных зрителей и артистов. Впрочем, театр нашел выход из ситуации и вручил Александру Александровичу отдельную, «свою», грамоту.

Как заметила балетовед Ольга Розанова в своей вступительной речи: «Хореография Якобсона – всегда о людях». Оспорить это суждение очень трудно, но можно добавить, что часто еще и о любви – о жестокой, как в «Свадебном кортеже», о наивной, как у «Влюбленных» или романтической, как в «Венском вальсе». И о любви, как об основе творчества в целом – так изысканно, так филигранно, так ярко создавать образы может только очень любящий свое дело человек.

Открыл творческую часть вечера якобсоновский оммаж Марку Шагалу – «Свадебный кортеж» (солисты Евгений Владыкин и Ольга Михайлова). Сложно назвать этот фрагмент миниатюрой – это постановка сродни полноценному балету с четким нарративом, богатыми и выпуклыми хореографическими характеристиками героев. Семенит раввин, чинно вышагивают сельские богачи, еле слышно «шелестят» следом бедняки, заламывает руки невеста, жмется к стенке бедный жених. Заядлому театралу известно, что обычно на оперных спектаклях на иностранном языке зрителям бегущей строкой передают текст арии. Представьте, что действие происходит в балете и – удивительно – такая бегущая строка не нужна – настолько точны и очевидны все сюжетные ходы, все диалоги, все взаимоотношения героев. А художественное оформление миниатюры – это остроумный диалог двух гениев – Шагала и Якобсона. Зеленолицие, парящие, кривые, рыжие герои Шагала сошли с полотен и заговорили благодаря Леониду Якобсону.

Настоящего гения определяет его вневременность. «Деревенский Дон-Жуан» (Анна Сергеева, Юрий Ячменев), например, как персонаж современным зрителям уже вряд ли знаком, а вот как типаж – безусловно. Пустой бахвальщик, любитель пустить пыль в глаза, подменяющий суть внешним – разве нет вокруг нас таких людей? Или «Подхалим» Якобсона (Сергей Давыдов) - не суть ли Акакий Акакиевич («Как бы чего не вышло?») или современный чиновник, готовый выслуживаться за награды должности, вопреки здравому смыслу и законам порядочности.

И, конечно, вне времени сюжеты хореографа о любви. «Венский вальс» (Елена Чернова, Артем Пыхачев) рассказывает о случайных встречах и робких прикосновениях, «Влюбленные» (Дарья Белова, Айдар Ишмухаметов) о сильных чувствах и совместных планах, а «Размышления» (Дарья Ельмакова, Роман Андриенко) – это элегия нежности и привязанности двух любящих людей.

Вот такие временные, сюжетные, тематические связи и доказывают величие и масштаб таланта. Хотя, конечно, в случае с Леонидом Вениаминовичем Якобсоном такие доказательства просто не нужны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1313
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
977
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1169
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
762

Другие новости