0
3384
Газета Культура Интернет-версия

13.01.2017 00:11:00

Песнопения темной утрени

Тэги: ГМИИ имени Пушкина, концерт, рихтер


ГМИИ имени Пушкина, концерт, рихтер Фото предоставлены организатором фестиваля

В конце декабря в ГМИИ имени Пушкина прошел заключительный концерт легендарных «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера». Программа, в этом году не баловавшая экстраординарными событиями, завершилась фантастическим выступлением французского ансамбля «Le Poиme Harmonique» во главе с Венсаном Дюместром и московского вокального ансамбля «Intrada». Редко исполняемая в наших краях духовная музыка Франции XVII века звучала в полумраке; в веренице шедевров западноевропейской живописи, опоясывающей зал, маленькая сцена напоминала картины де Латура, где слабый свет свечи выхватывает во тьме отдельные лица.

Формат концерта в полутемном зале, где все – от эксклюзивной программы до таинственных перемещений артистов – придает действу ритуальный характер, сейчас необычайно популярен. Тут легко скатиться к дешевым эффектам, и надо обладать вкусом Венсана Дюместра, основателя и руководителя «Le Poeme Harmonique», чтобы создать не просто шоу, а настоящее произведение искусства.

Свечи и темнота были оправданы самой программой концерта. Его ритуальная составляющая пришла из католической традиции Темной утрени – особого типа утренних (а точнее – ночных) служб Страстной Седмицы. Начиналась такая служба зажиганием свечей, которые затем по одной гасились. Тот же ритуал воспроизвел Дюместр: центром его программы были «Песнопения темной утрени Страстной Пятницы» (Leзons de tйnиbres du Vendredi Saint) Мишеля-Ришара Делаланда, композитора Версальской школы, одной из самых ярких музыкальных фигур при дворе Людовика XIV. Эти Песнопения –самобытный жанр французской музыки, бытовавший в XVII столетии; масштабные композиции с виртуозной вокальной партией были придуманы отчасти для того, чтобы на Страстной неделе (когда оперные представления запрещались) не лишать публику удовольствия слышать лучших оперных певцов.

Неудивительно, что для «Песнопений», как и примыкающей к ним антифонной композиции «Miserere» Делаланда, требуется солистка экстра-класса. Сопрано Клэр Лефийатр в 2001 году записала эти сочинения с Дюместром, а теперь представила их в Москве. Несмотря на прошедшие 15 лет, ее сильный и кристально чистый голос, практически лишенный вибрато, на фоне аскетичного аккомпанемента группы континуо (маленький орган, виола и теорба) звучит так же поразительно. Во всех регистрах она легко переходит от строгой кантилены к причудливым украшениям, напоминающим то барочные завитушки, то восточные орнаменты – кажется даже, что это не голос, а идеальный инструмент, не знающий фальши. Ее пение можно было бы назвать ангельским, если бы не внезапные вспышки неистовых возгласов или неожиданная теплота милых, почти пасторальных напевов. Выразительность и разнообразие двадцатиминутного цикла «Песнопений», сотканного из множества небольших, порой контрастных разделов, идут от текста – каждая строка Плача Иеремии дает толчок новой музыкальной мысли, новой эмоции. Все это было актом самоотречения исполнителей во имя исполняемой музыки, когда уровень ее внутреннего постижения превращает художественный опыт в духовный.

Не менее поразительное впечатление произвел и ансамбль «Intrada» под руководством Екатерины Антоненко. Он не раз удостаивался самых лестных эпитетов столичной критики, но этот концерт открыл новую грань его возможностей. В первые минуты даже не верилось, что перед нами российский коллектив: так удивительно точно следовали стилю солисты, запевавшие начальные строки псалма «In te Domine speravi» анонимного автора XVII века, открывшего концерт; так чист, точен и отрешен был голос сопрано, паривший где-то в недостижимой высоте. Завораживало мягкое скандирование строгих аккордов, усиливавшее ощущение ритуального действа, потрясал унисон трех сопрано, звучавших как один голос.

Столь же хороши в исполнении «Intrada» были и два Великопостных мотета Шарпантье – многоплановые концертные композиции, где выразительные речитативы сменяются полными религиозного благоговения хоралами. Незабываемое впечатление производила звуковая палитра ансамбля, работающего на тонких нюансах в достаточно жестко регламентированных рамках стиля. Венсан Дюместр, выводя на теорбе выразительные мотивы, дирижировал и вел за собой весь ансамбль. При внешней сдержанности ясно ощущалась его мощная энергетика.

После концерта музыканты ансамбля «Intrada» говорили, что Дюместр, обладающий непререкаемым авторитетом в мире старинной музыки, способен творить чудеса. Но все это было бы невозможно без колоссального труда самих певцов и их руководителя Екатерины Антоненко. Ведь то, что «Intrada» стала непременным участником многих знаковых проектов, что ансамбль с радостью берут в партнеры такие коллективы, как «Il Giardino Armonico» Джованни Антонини (вместе они выступали на «Декабрьских вечерах» в прошлом году) и «Le Poeme Harmonique» – их личная заслуга и серьезный прорыв для отечественной концертной практики.

Ход концерта был строг и, казалось, подчинен некоему канону, известному одному Дюместру. В рамках этой благочестивой аскезы он нашел способ создать кульминацию, театральную и религиозную одновременно. После мотетов ансамбль удалился, оставив в окружении свечей четырех музыкантов «Le Poиme Harmonique». И когда сольному запеву Клер Лефийатр в «Miserere» Делаланда с противоположного конца зала вдруг ответил строгий хоровой припев, публика ахнула. В это мгновение будто сомкнулся мистический круг: впереди – смутные контуры музыкантов ансамбля Дюместра и прорезающий темноту ясный голос сопрано, позади – незримый хор a cappella, по бокам – едва различные в темноте, но он этого не менее выразительно глядящие на нас герои полотен Эль Греко, Рембрандта, Мессины, Тициана, Гойи и других великих мастеров, чьи картины вошли в экспозицию «Голоса воображаемого музея Андре Мальро». После каждого хорового ответа одну из свечей гасили, пока зал не погрузился в кромешную тьму. Ну, думалось, как погасят последнюю свечку, так и конец. Но финал преподнес еще один сюрприз – неожиданной глубокий профундовый бас в последнем аккорде; подобного при дворе Людовика, пожалуй, не слыхали, но музыкальная логика и выразительный эффект получился колоссальный. Такие финалы не забываются долго.

Так получилось, что в период между западноевропейским и православным Рождеством на «Декабрьских вечерах» исполнили программу Страстной недели. Вроде не ко времени, но, возможно, в ином случае мы бы лишились возможности познакомиться с малоизвестной и совершенно уникальной традицией французской духовной музыки, сочетающей головокружительную виртуозность, страстность почти театрального высказывания и строгость религиозного ритуала. А все вместе это производит фантастический эффект, особенно когда носителями традиции выступают такие погруженные в эпоху музыканты, как «Le Poиme Harmonique» и жадно впитывающая почти сакральное знание «Intrada». И в итоге сложно определить, что это было в большей степени – музыкальный или экзистенциальный опыт.

«Декабрьские вечера» по традиции открылись 1 декабря концертом Камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета. Среди наиболее интересных программ фестиваля – скрипичный вечер с участием Гидона Кремера и лауреата последнего конкурса имени Чайковского Клары-Джуми Кан; концерт британского ансамбля «The Tallis Scholars» Питера Филлипса с английской музыкой XVI-XX веков; необычный микст классики, романтики, Шнитке и китайской оперы в программе с участием Никиты Борисоглебского (скрипка), Йили Шен (вокал), Квин Йин (флейта, ударные) и Ю Фен Чан (фортепиано); а также выступления Квартета имени Бородина, известного гобоиста Алексея Огринчука в ансамбле с фаготистом Лораном Лефевром и клавесинисткой Александрой Непомнящей, сольный вечер Авангарда Леонтьева и концерт ансамбля «Intrada» с программой от «От Палестрины до Баха». 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1606
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4066
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2251
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2535

Другие новости