0
3656
Газета Культура Интернет-версия

13.02.2017 00:01:00

Реквием с конями

Тэги: зальцбург, фестиваль, неделя моцарта, марк минковский, реквием, академия бартабаса, музыкальная критика


зальцбург, фестиваль, неделя моцарта, марк минковский, реквием, академия бартабаса, музыкальная критика Пластиковые скелеты слишком упрощают моцартовский шедевр. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Художественный руководитель зимнего фестиваля «Неделя Моцарта» Марк Минковский, в этом году покидающий свой пост, вновь пригласил в Зальцбург версальскую Академию верховой езды во главе с Бартабасом. Два года назад необычный тандем «Музыкантов Лувра» и французских наездниц представил кантату Моцарта «Кающийся Давид». Нынче Минковский с Бартабасом посягнули на самое святое – партитуру Реквиема. Кассовый успех проекта превзошел ожидания, вместо трех спектаклей пришлось сыграть четыре.

Соединить в Зальцбурге два экспортных бренда сам бог велел: часть концертов летнего и зимнего фестивалей проходит в зале, служившем прежде школой верховой езды, и даже странно, что до Минковского это никому не приходило в голову. В смысле привлечения широкой аудитории его сотрудничество с Академией Бартабаса – ход беспроигрышный. Да и постоянные зрители ждут от фестиваля новых впечатлений. Но хотя авторы концепции потратили немало слов в буклете, чтобы объяснить связь церковных ритуалов с танцем, по окончании шоу все же не покидает вопрос: зачем тут лошади? Или иначе: зачем тут Моцарт?

Сам же Минковский считает эту затею абсолютно органичной и называет лошадей, к которым питает особую страсть, животными очень музыкальными. Некоторые эпизоды нового шоу действительно впечатляют. Например, когда в самом начале Бартабас верхом на черном красавце по кличке Сутин (да, в честь художника) фактически исполняет танец дервиша под малоизвестное сочинение 14-летнего Моцарта – Miserere, написанное совершенно в духе старых мастеров. Или потом, когда ликующий хоровой взрыв Sanctus предваряет экстатическое соло Сутина в тишине. По экспрессии отвечает музыке и начало Dies Irae с наездницами, расчерчивающими сцену диагоналями в стремительном галопе, но арсенал средств оказывается ограниченным, и прием, повторенный многократно, быстро теряет силу воздействия.

Несмотря на свою худобу и устрашающие колпаки а-ля испанская инквизиция, на всадников апокалипсиса наездницы Бартабаса не похожи. Да и лошади с кокетливыми траурными бантиками, заботливо повязанными на каждый хвост, и поэтичными именами Aдажио, Шагал, Венера, Нептун etc. слишком аристократичны – вряд ли на таких прискачут вестники конца времен. И уж совсем до смешного наивны пластиковые скелеты, не имеющие ничего общего с живописными образами всадника смерти.

Примиряет с этим странным зрелищем графическая красота рисунка (выдержанная и в траекториях движения лошадей, и в аскетичных жестах наездниц), а также оркестр «Музыканты Лувра», зальцбургский Баховский хор и именитые солисты Женя Кюмайер, Элизабет Кульман, Жюльен Бер и Шарль Декейзер. Качество исполнения отменное, что особенно заметно в Miserere и оркестровом Largo из «Погребального антема на смерть королевы Каролины» Генделя (их играют в преддверии Реквиема), когда почти ничего не отвлекало ухо. Ведь как справедливо писал еще 100 лет назад в знаменитом фельетоне театральный критик Дорошевич, «может идти пьеса Шекспира, играть – Сальвини, но если на сцене появится собака и замашет хвостом, публика забудет и про Шекспира, и про Сальвини. Пред собачьим хвостом никакой Шекспир не устоит».

Перед лошадиным, как выяснилось, тоже. Музыканты в финале заслужили куда менее бурные овации, чем превосходные белые лошади и восемь наездниц. Впрочем, последними было за что восхищаться – в завершение спектакля они спели Ave verum corpus Моцарта; получилось негромко, чисто и очень трогательно. Руководил ими сам маэстро Минковский, стоя перед лошадиным каре и заставляя думать о том, как мелок человек перед лицом природы и Бога.

Хореограф Джордж Баланчин любил сравнивать балерин с лошадьми. И, пожалуй, нужен гений его масштаба, чтобы сделать Реквием с конями не просто шоу, а произведением искусства. Но хотя Баланчин и поставил однажды польку для слонов, он обладал безупречным вкусом и знал, что иногда monstre sacrе, подобного Реквиему Моцарта, лучше не трогать.

Весь же фестиваль в этом году был посвящен диалогу двух венских классиков – Моцарта и Гайдна. Музыка старшего современника зальцбургского гения звучала в большей части концертов. Свой взгляд на симфоническое наследие Гайдна представил ряд блестящих оркестров, в том числе оркестр Моцартеума, камерный оркестр Camerata Salzburg, Шотландский камерный оркестр, Венский филармонический, «Музыканты Лувра». Самыми впечатляющими оказались трактовки Il Giardino Armonico во главе с Джованни Антонини и Камерного оркестра Европы с будущим дирижером Метрополитен-оперы Янником Незе-Сегеном – фантастические по качеству звучания и ошеломляющие непривычным для «папаши Гайдна» (каким его по-прежнему играют у нас) драйвом.

Программа «Недели Моцарта» на 2018 год уже опубликована, теперь фестиваль возглавляет Марен Хофмайстер (прежде работала с Юргеном Флиммом на летнем фестивале в Зальцбурге и с Даниэлем Баренбоймом в Берлинской Штаатсопер), которая намерена привлекать публику именами хорошо известных композиторов и исполнителей и ничего экстравагантного вроде Реквиема с конями не обещает.  

Зальцбург–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1583
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4027
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2231
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2508

Другие новости