0
3301
Газета Культура Интернет-версия

04.04.2017 13:40:00

"Русская композиторская школа - это диагноз"

Тэги: фестиваль, молот, судзиловский


фестиваль, молот, судзиловский Фото предоставлено организаторами фестиваля

На Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге открылся V Международный МолОт-фестиваль. Его проводит Молодежное отделение Союза композиторов России, или коротко – МолОт. Оно существет с 2009 года и, оправдывая название, работает упорно и кует композиторские кадры по всей территории бывшего СССР и даже за его пределами. У объединения, во главе которого стоит неутомимый композитор Ярослав Судзиловский, 26 отделений: от Карелии до Туркменистана, от Якутии до Парижа.

В условиях затяжного кризиса Союза композиторов России, в последние дни вновь попавшего в фокус общественного внимания, финансовую поддержку МолОт-фестиваля взял на себя Российский музыкальный союз (он же обещает вытащить из долговой ямы Союз композиторов РФ). При его поддержке симфонические, камерные и хоровые концерты пройдут в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Тбилиси, Петрозаводске, Калининграде, Варшаве, Будапеште, Париже – всего более 20 городов. В ряде из них ведущие российские композиторы, исполнители и музыковеды, в числе которых Вячеслав Артёмов, Владимир Мартынов и Марк Пекарский, проведут творческие мастерские. Результатом их работы станет создание новых сочинений, которые прозвучат в рамках фестиваля. Образовательная программа включает международные конференции в консерваториях Казани и Астрахани, посвященные вопросам современного композиторского творчества.

Фестиваль традиционно продолжается почти круглый год и завершится 27 декабря. «Это панорама, которая охватывает деятельность всей нашей организации, – рассказал перед концертом Ярослав Судзиловский. – У нас жесткие корпоративные рамки, мы играем музыку членов МолОта, но у нас нет стилевых войн, мы – полистилистическая организация. Однако все мы очень русские композиторы. Я понял, что русская композиторская школа – это неискоренимый диагноз​ для всех, кто получил высшее профессиональное образование в России. Не знаю, хорошо это или плохо. Фундаментальная школа, к сожалению, не влияет на интеллект композитора, но влияет на его систему работы. Вот Владимир Мартынов: это не минимализм, это мартынивизм, помноженный на фундаментальную русскую школу композиции. Но в этом есть свои плюсы, так как мы можем говорить о русских композиторах как о явлении».

Старт очередного фестиваля совпал с празднованием пятилетия Санкт-Петербургского МолОт-ансамбля, базового коллектива МолОта, который стал инициатором и главным героем концерта-открытия. Проект под названием «Поп-арт» объединил сочинения пяти композиторов, каждый из которых так или иначе отрефлексировал не теряющую актуальности эстетику поп-арта. Все пять пьес – мировые премьеры, написанные специально для этого концерта по заказу МолОт-ансамбля, представшего по случаю юбилея в расширенном составе с дирижером Иваном Демидовым.

Пьеса москвича Михаила Бузина с заданной темой соотносится буквально. Ее заглавие «-» – дефис, выхваченный из названия картины Роя Лихтенштейна «M-Maybe», канонического образца поп-арта 1960-х. Догадаться об этой связи без аннотации, правда, невозможно, а в самой музыке нет и сотой доли концептуализма, на который претендует автор. Однако, как картины Лихтенштейна – отдельные кадры, вырванные из комиксов, так материал пьесы Бузина – вырванные из контекста музыкальные фразы разной длины, от шубертовской песни и задачи по гармонии до атональных кластеров.

Название пьесы петербургского композитора и скрипача Артура Зобнина [no]thing or no[]thing тоже претендует на концептуальность. «Ничто или ничего, вещь или не вещь, вещь или ничего» – автор предлагает слушателю самому решить, но при этом серьезно рискует: его увлекает изучение звукового «ничто» (обрывочных фраз, шорохов, постукиваний, пения etc.), а вот владения формой пока недостаточно, чтобы из «ничего» сложить «вещь». Недостаточно убедительным вышел и «Взрыв тишины» молодого композитора из Минска Дмитрия Горбача. Аннотации он не предложил, поэтому остается гадать, отсылает ли нас автор к киноленте начала 1960-х с тем же названием или просто исследует уровни чуткости слухового восприятия, способного или неспособного в бормотании фортепиано, погруженного в текучую лаву ансамбля, различить вулканическую энергию, готовую к взрыву.

Алексей Глазков из Петербурга (он же – отличный пианист МолОт-ансамбля) записал в поп-арт фильм «Назад в будущее». Его пьеса «Конденсатор потока» довела замешательство консервативной публики, каковой в зале было немало, до предела, что вполне объяснимо, но печально: процесс распада грохочущего звукового потока до уровня звуковых молекул и сочинен изобретательно, и исполнен качественно. Но даже финальная цитата из саундтрека к фильму не успокоила воинствующих консерваторов, наиболее активные представители которых сетовали, что такая музыка вызывает у них лишь желание перекреститься.

До обидного короткая пьеса Ярослава Судзиловского под названием «Заводной апельсин» завершила программу. Автор признается, что вызревал апельсин долго. «Мне хотелось создать сочинение, которое я бы сам не понял, – говорит Судзиловский. – Меня раздражает в современной музыке то, что я могу понять конструкцию любого музыкального сочинения, которое слышу. Мне это надоело, я больше не хочу ее понимать».

Однако новый опус московского любителя эпатажа способен привести в недоумение лишь неискушенного слушателя; как бы Судзиловский ни бежал от фундаментальной русской школы, по форме и содержанию «Заводной апельсин» намного стройнее и логичнее композиций его молодых коллег. Кажется, композитора привлекали не аллюзии на культовый фильм Кубрика, а энергетика названия, воплощением которой он – неутомимый и заводной – по сути сам является. Яркие проблески тональности, ритмические паттерны, крупный штрих, отсутствие полутонов, броские мотивные формулы – вот где был настоящий поп-арт.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1570
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4009
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2223
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2499

Другие новости