0
3762
Газета Культура Интернет-версия

15.05.2017 00:01:00

Герои "Богемы" лишились романтического флера

Тэги: пермский оперный театр, премьера, богема, теордор курентзис, филипп химмельман


пермский оперный театр, премьера, богема, теордор курентзис, филипп химмельман Курентзис с революционным плакатом парижских студентов. Фото предоставлено пресс-службой театра

В Пермском оперном театре, в последние годы ставшем центром всеобщего внимания и паломничества, показали очередную премьеру – оперу «Богема» Пуччини. Спектакль поставлен дирижером Теодором Курентзисом и режиссером Филиппом Химмельманом как копродукция с Фестшпильхаусом (Баден-Баден). После серии пермских показов должна последовать премьера в Германии.

По тому, с какой настойчивостью Курентзис периодически возвращается к «Богеме», понятно, что эта опера играет в его художническом пространстве особую роль. В его руках она уже звучала в Москве, Новосибирске, пару лет назад (в концертной версии) в Перми. Тогда обнаружилось, что в труппе появилась своя Мими, прелестная и нежная Зарина Абаева и, стало быть, можно ожидать театральной постановки.

От содружества дирижера и режиссера, которые работают вместе уже в третий раз (до этого были моцартовские «Так поступают все» и «Свадьба Фигаро»), ожидаешь ну если не полного единодушия, то какой-то согласованности действий. Похоже, в этот раз один предоставил другому полный карт-бланш, а там, мол, посмотрим, что выйдет. Вышло странно до чрезвычайности.

Суть постановочного замысла, кстати, понятного и без предварительного изучения добротного буклета, заключается в переносе времени действия в Париж 60-х. Этот ход Химмельман дополняет конкретикой: 1968 год, эпоха студенческих волнений и социальных потрясений, как известно, сильно изменившая Европу. 60-е давно облюбованы кинематографом, богаты на аллюзии. Курентзису, который не раз упоминал об увлечении революционно-анархистскими идеями своей афинской юности, идея с переносом скорее всего приглянулась. Но Химмельман взглянул на эпоху без умиления и ностальгических сантиментов. Во втором действии толпа манифестантов ходит с аутентичными плакатами того времени, а в третьем полицейские, видимо, после разгрома митинга, ведут разборки с проститутками и прочими асоциальными элементами. И это, пожалуй, все, что имеет отношение к парижской студенческой весне. Ах, да. Главные герои не прочь покурить косячок.

Четверка друзей-бездельников не озабочена ни творческими порывами, ни революционным запалом: им бы выпить, подурачиться, разыграть хозяина жилища. Пребывание в обшарпанной мансарде для них – всего лишь занятный эпизод биографии, но не образ жизни. Скорее всего в ближайшее время эти прилично одетые мальчики вернутся к своим буржуазным предкам, но пока у двоих случаются короткие интрижки. Обе – не про любовь. Марселя и Мюзетту связывает исключительно секс. А безвольный инфантил Рудольф, наконец-то встречает ту, кого готов принять за Музу. И все бы ничего, но для болезненной девушки эта встреча оказывается смертельно опасной. Мими дважды лишается чувств, и оба раза у молодого человека не возникает даже мысли хотя бы подать ей руку. В рамках оперы, где главное высказывание героя-тенора Che gelida manina («Холодная ручонка, как бы нам ее согреть…»), это выглядит как минимум вызывающе.

При этом художник Раймунд Бауэр все четыре акта заваливает сцену меланхолично сыплющимся снегом. А мансарду с огромным заиндевевшим окном помещает на движущейся между порталами платформе. Самый впечатляющий момент постановки – финал 1-го акта, когда Мими и Рудольф, вдохновленные своей встречей, плывут к колосникам. Но в финале, повинуясь режиссерскому диктату, сценограф оставляет умирать Мими на темной авансцене, буквально в снегу, в то время как главные герои, не предприняв никаких попыток к ее спасению, поворачиваются к ней спиной и уходят в какую-то желто-пустынную даль.

В этой ситуации Курентзису и его оркестру MusicAeterna ничего другого не остается, кроме как вступиться за честь музыки, максимально вытаскивая ее сокровенный смысл. Там, где Химмельман ставит жесткий диагноз, Курентзис искренне сочувствует: то, что один обличает, другой поэтизирует. В нежно и страстно сыгранной партитуре мы явственно слышим стук влюбленного сердца, трепет первого прикосновения, неотвратимую поступь надвигающейся смерти и ужас первой утраты. Все, как полагается, и от чего привычно сжимается сердце.

Из двух актерских составов заодно с Курентзисом оказался только тот, где главные женские роли отданы пермским примам. Зарина Абаева – Мими, волей постановщиков превращенная в старомодную простушку, вокально сумела превзойти симпатичную, но вполне ординарную Симону Михай. Экстравагантная Мюзетта – Надежда Павлова (лауреат последней «Золотой маски») сыграла-спела судьбу и характер, виртуозно обойдя опасные рифы сценического рисунка, не допустила никакой вульгарности (чего не смогла избежать в этой же партии Джина Фотинопулу). В мужском квартете сочностью тембра и темпераментом выделялся Константин Сучков (Марсель), спевший четыре спектакля подряд. Из двух Рудольфов предпочтение, конечно, отдадим Давиде Джусти, хотя в этой партии хочется тенора покрепче и позвонче.

Надеялся ли Курентзис, что контраст видимого и слышимого, музыки и сцены, как в случае с прогремевшей «Травиатой» Уилсона, даст новое качество? Что-то подсказывает, что дирижер не столь наивен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1480
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3810
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2138
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2402

Другие новости