0
5182
Газета Культура Интернет-версия

12.06.2017 00:01:00

Учитель в школе современной пьесы. К 70-летию Иосифа Райхельгауза

Тэги: райхельгауз, школа современной пьесы


райхельгауз, школа современной пьесы Фото из официальной группы театра "Школа современной пьесы" во "ВКонтакте"

Иосифа Райхельгауза, как и его соратников по режиссерской профессии, можно, наверное, по примеру их ровесников-драматургов, причислить к поколению «новой волны». Как Ремез, как Петрушевская, Злотников, Арро они искали новую правду и – в искусстве эти понятия идут рука об руку, одно без другого никак – новую форму для этой новой правды.

Их первые спектакли запрещали, следующие - не замечали, потом они – почти все – обзавелись театрами, а некоторые – уже их лишились и даже попытались повторить судьбу старших товарищей, сказав «прощай» России… Увы, из этого ничего толкового что-то не выходит. Но сегодня не о них, а о Райхельгаузе, которому исполняется семьдесят, во что так трудно поверить, потому что он – такой мощный, вулканоподобный, родившийся и выросший в Одессе… Одесский житель, но не Ильф, не Петров, не испуганный интеллигент в очочках, нет, он, скорее, как Мендель Крик, - я помню, как однажды, чем-то расстроенный, он ударил кулаком в стену и кулак внятно вошел в старый кирпич.

Начало его театральной судьбы – это легендарное театральное содружество, возможно, последнее в своей красоте редкого бескорыстия: они пришли в Драматический театр имени Станиславского, ведомые учителем Андреем Алексеевичем Поповым, трое – Васильев, Морозов, Райхельгауз. И принялись за работу, каждый – за свою, но одновременно – готовые прийти друг другу на помощь. Морозов успел поставить, Васильев в итоге выпустил всё, что захотел, и только Райхельгаузу один спектакль – «Автопортрет» Ремеза дали сыграть, но просуществовал он недолго, второй – «Взрослую дочь молодого человека» выпустить ему не дали, - репетировал он, а премьеру выпускал уже Васильев.

Они не пропали поодиночке, но каждый дальше пошел своим путем, для Райхельгауза это было счастливое продолжение биографии в театре «Современник», где он ставил Константина Симонова – «Из записок Лопатина» и еще один очень важный для тогдашнего «Современника» спектакль по Шукшину «А поутру они проснулись».

А потом он открыл свой театр – «Школу современной пьесы». И этот театр на многие годы – до сих пор - составил и составляет счастье не только Райхельгауза, но и многих замечательных и великих артистов – Альберта Филозова, Любови Полищук, Алексея Петренко, Михаила Глузского, Марии Мироновой, Татьяны Васильевой, Льва Дурова, Владимира Качана… Одно перечисление может (и этот мотив не раз возникал в связи со «Школой…» Райхельгауза) навести на мысли об антрепризе. Райхельгауз всегда такие разговоры пресекал, утверждая, что – нет, что они – самый что ни на есть репертуарный театр, хотя… Что такое антреприза? Если Лев Дуров, даже когда он руководил Театром на Малой Бронной, свои лучшие и заветные, главные роли – Льва Толстого, например, - или Санчо Пансу сыграл здесь, на Трубной, в «Школе современной пьесы». То же можно сказать и о других.

Райхельгауз – из тех, кто не боялся быть смешным, распущенным и играть словами (именно играть, здесь пора уж было отрешиться от невольной цитаты). Когда в конце 80-х публика из театра потянулась в разные стороны, он придумал это безмятежное удовольствие для трех великих актеров, удовольствие под названием опера и балет для драматических артистов по «Предложению» Чехова – «А чой-то ты во фраке?». Гимн профессии и гимн чистому театру. И публика потянулась обратно. Не отдавая предпочтение отдельно «новой драме», а отдельно – старой, той самой «новой волне» - Злотникову и Петрушевской, он последовательно пробует театральные возможности новой драматургии. В конце концов. Гришковец не своим голосом сумел по-настоящему выговориться именно у Райхельгауза в «Записках русского путешественника», устами Стеклова, Бочкарева, Филозова, потом были «Город», «Дом» и так далее, новые свои пьесы Гришковец несет сюда не по привычке, это факт.

У Райхельгауза есть несколько очень важных черт, отличающих от многих других, может, ото всех. Одно – это абсолютная его убежденность в том, что театр не начинается и заканчивается спектаклем, поэтому, например, ему так важны разные клубные вечера, вроде чтения стихов, в чем в разные годы принимали участие… да все принимали участие, все великие режиссеры, большие артисты, поэты… Все, кто мог, - так, наверное, правильно будет сказать, чтобы не обидеть тех великих и больших, кто по тем или иным причинам не смог здесь выступить. Вечера Окуджавы – просто вечера, когда Булат Шалвович сам пел здесь свои песенки и шумные, грандиозные марафоны и юбилеи. И при жизни, и после… Вечера Камбуровой, Никитина, Качана… На сцене «Школы современной пьесы» первые свои спектакли играл «Квартет И» - Райхельгауз ревнив, как любой режиссер, но одновременно – широк и бескорыстен, что в театральном мире – редкие качества.

Еще одна черта его характера, режиссерской натуры – неизменная убежденность в том, что «нужны новые формы», в этом отношении Райхельгауз – самый настоящий Треплев. Хотя, когда ставил свою «Чайку», замечательный и, думается, сильно недооцененный спектакль, пьесу «Люди, львы, орлы и куропатки…» доверил ставить молодому режиссеру, приглашенному на роль потрясателя основ. Хотя мог бы, нет сомнений, и сам! 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
742
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
657
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
772
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
531

Другие новости