0
3484
Газета Культура Интернет-версия

28.07.2017 00:01:00

Теперь и на Мальте – свой русский балет

Тэги: мальта, валлетта, мировая премьера, балет, хрустальный дворец, русский балет


Фирменный прыжок Ивана Васильева.	Фото предоставлено пресс-службой проекта
Фирменный прыжок Ивана Васильева. Фото предоставлено пресс-службой проекта

В столице Мальты Валлетте совместными усилиями российских и мальтийских артистов состоялась мировая премьера балета «Хрустальный дворец». Это первый оригинальный балетный спектакль большой формы, поставленный на острове. Событие посвятили 50-летию восстановления дипломатических отношений между нашими странами.

Мальтийская культура имеет тысячелетние корни. Есть здесь и свои театральные традиции. Первый на острове общедоступный театр был построен еще в 1731 году. В ХХ веке появились балетные студии, первую из которых основала в 1939 году русская эмигрантка княжна Наталья Путятина, ученица знаменитой Ольги Преображенской. Но до полнометражного балетного спектакля дело дошло только сейчас.

Уточним: речь идет не просто о балете, а о спектакле с драматической и оперной составляющей. Однако ведущая роль остается за танцем.

Идея возникла у президента Европейского центра поддержки культуры Константина Ишханова, базирующегося на Мальте. Центр проводит более десятка фестивалей в разных странах, включая Россию, Армению, Германию, Испанию… Подоспела и красивая дата: в 1967 году наша страна установила дипломатические отношения с Мальтой, незадолго до того освободившейся из-под британского владычества. Появилась мысль устроить к 50-летию этого события совместную постановку, какой на острове еще не бывало.

Сюжет выбрали безошибочно: на солнечной Мальте история трагической любви двух придворных комедиантов императрицы Анны Иоанновны, забавы ради замороженных ею в Ледяном доме (использованы мотивы знаменитого романа Ивана Лажечникова), встретила в буквальном смысле жаркий прием. Хореографию и режиссуру делали совместно Екатерина Миронова (руководитель миманса Большого театра) и Александр Сомов (танцовщик этой же труппы). Декорации Сергея Тимонина, отчасти «материальные», отчасти основанные на видеопроекции, воссоздали обстановку царских увеселений XVIII века. Матушка-императрица (драматическая актриса Мария Порошина), потрудившись над указами, отправляется смотреть балетные дивертисменты в дворцовых садах. Красивые и пышные костюмы (их автор – Елена Нецветаева-Долгалева), сценическая машинерия, перемещающая по театральному небу солнце с восседающей на нем Оперной дивой (солистка Большого Анна Аглатова), действительно воссоздают дух театра рококо. Особенно волшебен второй акт, происходящий в Ледяном доме. Это большая сюита, выдержанная в духе «белых» классических балетных актов. Зрители, заполнившие просторный Рипаблик-холл Средиземноморского конференц-центра (это бывший двор грандиозного рыцарского госпиталя, превращенный в крытый атриум), аплодировали сольным и ансамблевым выходам ведущей солистки Большого театра Марии Виноградовой (Шутиха), премьера Михайловского театра Ивана Васильева (Шут), примы Большого театра Марии Аллаш (Королева бриллиантов).

«Я здесь повелительница холода, замораживающая сад. И одновременно олицетворение первых русских балетных спектаклей – они появились вместе с танцевальной школой, учрежденной Анной Иоанновной, – рассказала «НГ» Мария. – Выразительно звучал Мальтийский филармонический оркестр под управлением одного из наших лучших балетных дирижеров Павла Клиничева. Особенно тронули детки из здешней балетной студии Бриджит Гаучи Борда, которых мы пригласили участвовать в постановке. Они волновались, на репетициях иногда забывали, что надо делать, но на спектакле полностью собрались. У них хорошая школа, здесь до сих пор занимаются по методу Энрико Чеккетти – одного из основателей петербургского балета».

«Яма здесь небольшая, поэтому оркестр был далеко не в полном составе, человек сорок, – добавил Павел Клиничев. – Но коллектив отзывчивый, достаточно опытный, существующий уже около полувека. Работа доставила удовольствие…»

Приветствовать артистов и публику приехала президент республики Мари-Луиз Колейро Прека, поделившая вступительное слово с российским послом Владимиром Малыгиным. Примерно половина зрительного зала в этот вечер разговаривала по-русски: на четырехсоттысячной Мальте – заметная диаспора наших соотечественников, и спектакль дал им праздничный повод для встречи. Но половина была – коренные мальтийцы, и для них представление стало опытом погружения в русскую историю и культуру.

К сожалению, сколько-нибудь регулярного проката этот крупный и недешевый проект не предусматривает. Впрочем, его инициатор Константин Ишханов хочет привезти спектакль на будущий музыкальный фестиваль в Армению. А потом, возможно, и в Москву.

В любом случае, надеемся, у проекта будет продолжение. Хотя бы в виде дальнейших взаимных визитов артистов. Знаю, например, что через год с Филармоническим оркестром собирается выступить руководитель студенческого симфонического коллектива Московской консерватории Анатолий Левин. А нашей публике было бы интересно услышать мальтийский оркестр в национальном репертуаре – здесь есть своя композиторская школа. Отчего не представить себе такой концерт в рамках, скажем, консерваторского фестиваля «Собираем друзей» или «Московской осени», проводимой Союзом композиторов столицы?

Валлетта–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Ольга Соловьева

Совет Федерации утвердил в должности главного ревизора нацпроектов

0
1228
Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Екатерина Трифонова

Воспрепятствование профессиональной деятельности защитников становится политическим вопросом

0
1024
Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Иван Родин

Николай Патрушев и Алексей Дюмин стали помощниками президента РФ с изначально формальным функционалом

0
1542
Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Дарья Гармоненко

Депутаты и сенаторы отчасти использовали новые конституционные полномочия

0
1145

Другие новости