0
3663
Газета Культура Интернет-версия

14.08.2017 00:01:00

Космонавты с дирижерской палочкой

Тэги: московская филармония, симфонический концерт, оркестр, дирижер, юрий симонов


московская филармония, симфонический концерт, оркестр, дирижер, юрий симонов Возможно, кто-то из участников мастер-классов скоро займет место рядом с известными мэтрами. Фото предоставлено пресс-службой филармонии

Вот уже в 13-й раз маэстро Юрий Симонов поделился с молодыми дирижерами собственным опытом и секретами профессии. Около двух недель участники его мастер-классов готовили произведения, с которыми в финале выступили на гала-концерте. Кто-то уверенно вышел без партитуры, а кому-то приходилось бороться с волнением – многие из них впервые встали за пульт Академического симфонического оркестра Московской филармонии и вышли на сцену Концертного зала им. Чайковского. Первый «полет» всегда труден, и не случайно Юрий Симонов в своем вступительном слове сравнил участников с космонавтами.

18 «космонавтов» продирижировали шедеврами симфонической музыки. Для меломанов эти небольшие пьесы – услада для слуха, для стоящих на подиуме – тонкий лед. Воспитанники Юрия Симонова показали разное «катание». Некоторые из них «обуздали» хиты: так, Дмитрий Руссу уверенно и даже с удовольствием провел «Свадебный марш» Мендельсона, Камиль Абдуллин – «Полонез» из оперы «Евгений Онегин» Чайковского, Григорий Вевер – «Музыкальный момент» Шуберта в переложении для оркестра.

В целом молодые дирижеры не стали изобретать велосипед, предпочитая ориентироваться на традицию в исполнении классики. Увертюры к операм «Свадьба Фигаро» Моцарта и «Руслан и Людмила» Глинки прозвучали в общепринятом быстром темпе, с устоявшейся динамикой и сменой характеров, хотя Алексей Чуйков в отличие от коллеги Александра Щурова, судя по всему, не до конца вошел в контакт с коллективом – виртуозные пассажи прозвучали скомканно. Другие оперные «предисловия» продемонстрировали индивидуальность и технику молодых маэстро: Владимир Оводок эмоционально «прожил» увертюру к «Царской невесте» Римского-Корсакова, а Михаил Леонтьев отлично поработал с оркестром в увертюре Бетховена к драме «Эгмонт»: тутти прозвучали очень слаженно. Несмотря на отсутствие оркестрового единства, Николай Цинман и музыканты почувствовали зыбкость формы в «Рассвете на Москва-реке» Мусоргского. Четкость структуры была очевидна и в Антрактах к III и IV действиям из оперы «Кармен» Бизе (за пультом стоял Руслан Бекмаев). 

Некоторые интерпретации «симоновцев» показались странными. Так, «Баба-Яга» Лядова у Хетага Тедеева получилась не столько сказочной, сколько пугающе-тяжеловесной (так как слишком подчеркнуты были медные), хотя, конечно, каждая сказка может рассказываться по-своему. Тиран Никогосян, который продирижировал «Largetto» и «Гавотом» из «Классической» симфонии Прокофьева, не слишком уделил внимание терпким прокофьевским гармониям, острому ритму. «Вальс» из «Фантастической симфонии» Берлиоза у Игоря Мокерова попросту не удался: дирижер не смог выстроить четкий динамический и темповый план, отчего оркестр откровенно расходился ближе к началу и суетился в конце, теряя не только трехдольность, но и вальсовую полетность.

И лишь двое участников гала-концерта сумели по-своему вдохнуть новую жизнь в известное сочинение. Берик Батырхан из Казахстана взял увертюру из оперы Верди «Сила судьбы» и исполнил ее так, словно это было самое трагическое и одновременно лирическое сочинение на свете. А Фархад Гараюсифли, представитель из Азербайджана, трактовал «Грустный вальс» Сибелиуса в духе медленных частей Малера, мастерски выстраивая драматургию пьесы от рождения звука из ниоткуда до его полного исчезновения в тишине почти наэлектризованного пространства.

В целом этот проект, проявивший и удачи, и неудачи молодых дирижеров, очень важен для молодого поколения: можно с уверенностью сказать, что кто-то из участников мастер-классов уже совсем скоро займет место рядом с известными мэтрами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
786
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1035
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
835
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
680

Другие новости