0
2489
Газета Культура Интернет-версия

13.09.2017 00:01:00

Ярослав Судзиловский: "Мы создаем профессионалов. Не на бумажке, а на самом деле"

Тэги: музыка, композиторы, молот, ярослав судзиловский, интервью


Новый концертный сезон Международная ассоциация молодых композиторов и музыковедов Российского музыкального союза и Молодежное отделение Союза композиторов (МолОт СК РФ) начинают сегодня в Чехии. Выступления и мастер-классы молодых российских композиторов в Праге станут еще одним звеном в цепи зарубежных мероприятий московских объединений, ранее уже охвативших Польшу, Белоруссию, Армению и некоторые другие страны. Руководитель МолОта композитор Ярослав СУДЗИЛОВСКИЙ ответил на вопросы журналиста Евгения ХВАТОВА о дальнейших планах, а также о перспективах международного сотрудничества.

Ярослав, расскажите о программе пребывания российской делегации в Чехии.

– Этим визитом МолОт открывает девятый концертный сезон. В Праге будет концерт, в рамках которого российские музыканты исполнят произведения наших советских классиков. Кроме того, пройдут встречи с молодыми композиторами, студентами Пражской консерватории, членами Союза композиторов Чехии.

На этих встречах я хотел бы показать наиболее яркие партитуры членов МолОта. Среди них будут произведения Александра Хубеева, мои, Настасьи Хрущевой, Артура Зобнина, Ильи Демуцкого. Все они сегодня широко признаны, причем не только в России. И это все выходцы из МолОта! Я привезу в Чехию их ноты, аудиозаписи и какие-то выдержки из манифестов и теоретических работ.

Есть ли какие-то сложности при взаимодействии с европейскими странами, с учетом нынешней непростой обстановки и отношения к России?

– По факту МолОт выполняет сегодня в культурной сфере внешнедипломатические функции. Мы пытаемся наладить диалог между странами, который сегодня действительно происходит в очень непростых условиях. Когда мы едем с нашими коллегами в некоторые зарубежные страны, мы, конечно, сталкиваемся с теми проблемами, которые рождены распадом Советского Союза и Варшавского договора. Я сейчас говорю даже не об «охлаждении» последних лет, а обо всей истерии последних 26 лет. Во многих бывших социалистических странах она сознательно нагнетается все эти годы, и это сильно мешает.

Целое поколение там воспитано на принципах, не способствующих сотрудничеству. Но, с другой стороны, есть и другая молодежь – ребята, которые понимают, что политика старшего поколения ошибочна и во многом субъективна. Поэтому, мне кажется, у нас есть шанс начать сегодня с чистого листа и выстроить важное, фундаментальное взаимодействие между нашими странами в сфере музыки. Скажу больше: я убежден, что эта часть Европы должна стать полем сотрудничества между Западом и Востоком в целом.

Какие задачи вы ставите?

– Одна из главных целей – создание нового геокультурного пространства, охватывающего всю Евразию. Сегодня это может показаться утопичным – слишком много политических разногласий. Но я уверен, что это возможно, поскольку для выстраивания отношений с Европой у нас есть общий принцип: человеческая жизнь как высшая ценность. И общие отправные точки: культура и религия. Они транснациональны и трансполитичны. В конечном итоге мы договоримся, у нас единый базис. И именно музыка как универсальный язык может стать одним из очень важных мостов между государствами в XXI веке.

Как показывает практика, умных людей, понимающих эти вещи, не так мало. Я не могу сказать, что они на Западе стремятся к диалогу с нами и проявляют интерес к русской культуре. Ее просто недостаточно хорошо знают. Мы должны более активно продвигать, проповедовать нашу культуру. Ведь русская культура по-настоящему фундаментальна, это такой огромный корень. Это настолько мощное явление, что его никак нельзя обойти. Так что европейским композиторам и деятелям культуры просто не удастся проигнорировать это явление. Но мы должны способствовать возникновению и поддержанию этого интереса, а также установлению тех связей – инфраструктурных, деловых, личных, которые позволят в дальнейшем действительно вести непрерывный диалог в едином геокультурном пространстве.

Год назад вы запустили образовательный проект МолОта – творческие мастерские. Молодые композиторы из России и Белоруссии участвовали в семинарах приглашенных мастеров. И в процессе они должны были создать симфонические партитуры, которые затем были исполнены оркестром. Каковы результаты этого проекта и будет ли продолжение?

– В этом году у нас прошло пять симфонических концертов по итогам мастерских. То есть результат не просто есть, а он был тут же предъявлен широкой общественности в самой масштабной форме. И этой осенью у нас состоятся еще два симфонических семинара. Если сейчас у нас 15 симфонических партитур, то к концу года мы получим около 40 новых партитур. Из них, конечно, мы отберем наиболее интересные и тоже исполним.

Так что наш проект продемонстрировал свою исключительную результативность и перспективность. Более того, у нас есть сегодня шанс вывести все это на принципиально новый уровень. Ряд курсов, апробированных на практике, в дальнейшем смогут войти в поле официального музыкального образования. А ведь это обновление учебных программ давно требуется!

Мы создали цех. И создаем профессионалов. Не на бумажке, а на самом деле. Важно понимать, что это не отменяет необходимости традиционного высшего образования для композиторов – мы здесь не конкурируем с консерваториями. Но, наоборот, пытаемся помочь вузам в тех вопросах, где такая помощь необходима. Консерватории дают студентам оркестр один раз – на дипломный экзамен. Но молодой композитор должен работать с оркестром не один год, чтобы действительно освоить эту форму! И мы как раз сейчас предоставляем такую возможность. Причем в максимально открытой форме: заявку на участие может подать любой студент или выпускник музыкальных учебных заведений, и если его отберут в качестве участника, то оплатят ему на месте проживание и питание, да и сами курсы будут абсолютно бесплатными. За это, конечно, надо благодарить Российский музыкальный союз, который поддержал нашу инициативу. Понятно, что это недешевое дело. Но мы убеждены: средства, вкладываемые сегодня в музыкальное образование, воспитание профессионалов, потом нашей стране вернутся многократно – за счет того, что сегодняшние наши молодые композиторы будут представлять нашу страну за рубежом и формировать правильный облик России в международном пространстве. И ребята из МолОта уже доказали, что они на это способны.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
563
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
491
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
593
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
420

Другие новости