0
2126
Газета Культура Интернет-версия

18.09.2017 00:01:00

Лахти – Сибелиусу

Тэги: финляндия, лахти, музыкальный фестиваль, сибелиус, симфонический оркестр


финляндия, лахти, музыкальный фестиваль, сибелиус, симфонический оркестр Дима Слободенюк уже два года является главным дирижером оркестра «Симфония Лахти». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

В небольшом финском городе Лахти прошел фестиваль музыки Сибелиуса. В год столетия независимости Финляндии это выглядит логично: именно Сибелиус поднял национальную идею страны до уровня всемирной и заставил соотечественников задуматься о своей идентичности. Но и вне зависимости от юбилеев монофестиваль музыки композитора проходит здесь с большим успехом уже 18-й год подряд, и так же как к Вагнеру в Байройт, в Лахти едут к Сибелиусу, а 30% билетов раскупаются иностранными слушателями.

При этом композитор в Лахти никогда не жил и с городом никак не был связан. Однако городской оркестр «Симфония Лахти» – один из лучших на сегодня симфонических оркестров страны – давно поставил музыку Сибелиуса в фокус своего репертуара, исполнил и записал все, написанное финским гением, вплоть до последней ноты (в том числе оригинальные версии его сочинений). И мировая известность пришла к оркестру именно благодаря этому, после памятной записи и исполнения первой редакции знаменитого Скрипичного концерта вместе с Леонидасом Кавакасом.

А в 2010 году в Лахти построили большой концертный зал на 1250 мест, полностью из дерева (это самый большой деревянный зал в мире) с уникальной акустикой, созданной поистине революционными решениями. Например, в зале 188 дверей, открывая и закрывая которые можно изменять параметры звучания, делая его более гулким или «сухим», а сам он, как в футляр, вставлен еще в одну деревянную конструкцию. Есть и другие секреты, заставляющие слушателя чувствовать себя внутри огромного музыкального инструмента.

Последние два года главным дирижером оркестра и художественным руководителем фестиваля является наш соотечественник Дима Слободенюк (непривычное нам и кажущееся фамильярным Дима, потому что Дмитрий слишком сложно звучит для финского уха). Детство и юность дирижера прошли в Москве, где он учился в ЦМШ на скрипке, а его дед был концертмейстером альтов в оркестре Кондрашина (Московской филармонии), отец же сидел с ним рядом на втором пульте. Потом семья перебралась в Финляндию, где Дмитрий закончил Академию Сибелиуса, учился у Лейфа Сёгерстама, впитав, вслед за российской, финскую дирижерскую школу. Сегодня он выступает с лучшими мировыми оркестрами, но и своих у него два: в финском Лахти и испанской Галисии. В Санкт-Петербурге уже успели оценить Слободенюка по достоинству во время весеннего концерта симфонического оркестра Лахти в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Думается, что выступления дирижера с российскими оркестрами тоже не за горами.

Когда Слободенюка на встрече со слушателями спросили, каково это играть музыку Сибелиуса с оркестром, у которого она «в крови», он ответил, что исполнение музыки подобно строительству дома: сначала надо возвести каркас, создать структуру, а тут дом уже построен, и можно заниматься его отделкой.

И действительно, концерт, на котором довелось побывать, запомнился как общим целостным и ясным впечатлением от исполняемых произведений, так и уникальными звуковыми эффектами, деталями и красками. В программе были произведения, которые нечасто услышишь в концертах: «Океаниды», Три песни для голоса с оркестром, в которых солировала известная финская сопрано Ану Комси. Она же пела и в «Луоннотар». Это произведение на тему «Калевалы» было написано Сибелиусом для известной финской певицы Айно Акте, имевшей непосредственное отношение и к возникновению Финской национальной оперы, и к основанию Оперного фестиваля в Савонлинне. Во втором отделении калевальский сюжет нашел свое продолжение в большой симфонической поэме «Леминкяйнен». Слободенюк в ней добился каких-то запредельных звучностей, чему способствовало и мастерство оркестра, и акустика зала, но поразила также его способность в какой-то момент путешествий героя буквально останавливать время под таинственное шуршание контрабасов. «Времени больше не будет», – вспомнилась вдруг апокалиптическая фраза. А потом этот мистический «Туонельский лебедь» поплыл по черной глади озера, потому что Слободенюк, вразрез традиции, исполнял эту часть не до, а уже после смерти главного героя. А реальное озеро Весиярви тоже было тут, за стеклянной стеной фойе, и лебеди там плавают, к которым у Сибелиуса было особое чувство, и вся финская суровая природа, без которой творчество композитора не понять, тоже тут же рядом присутствовала. Но закончилось все, конечно, «Возвращением Леминкяйнена», оживила его мать Луоннотар… но, заглянув в темные глубины, возвращаешься уже другим.

Симфонический оркестр Лахти дал во время фестиваля три концерта, четвертый вечер представил гостевой шведский Симфонический оркестр Гётеборга, тоже имеющий давние взаимоотношения с музыкой Сибелиуса. За пультом его – молодой финский дирижер, уроженец Лахти – Сантту-Матиас Роували – по манере напоминающий Дудамеля, только ставшего кудрявым блондином. Роували задал запредельный темп и драйв, который, надо сказать, оркестр выдержал с честью. Только это уже был другой Сибелиус, полностью дневной, без тайн и мистики. К тому же дирижер решительно объединил два совершенно разных произведения композитора – «Лесную нимфу» и «Сагу» в одно целое, исполнив их в первом отделении без перерыва. Во втором отделении Пятая симфония окончательно «завела» публику, горячо приветствовавшую оркестр и дирижера.

Программу фестиваля дополнили камерные концерты: Юхани Лагерспетц исполнил фортепианные произведения композитора, а меццо-сопрано Моника Грууп, не так давно блиставшая в Метрополитен в опере Саариахо «Любовь издалека», дала лидерабенд. Можно было посетить лекции и беседы с дирижерами. Короче, уйти на пять дней фестиваля в музыку Сибелиуса с головой – она того стоит.

Лахти – Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
914
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2624
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1508
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1873

Другие новости