0
4885
Газета Культура Интернет-версия

08.10.2017 16:16:00

В России появился новый симфонический оркестр

Тэги: тула, филармония, симфонический оркестр, brassdays, владислав лаврик


тула, филармония, симфонический оркестр, brassdays, владислав лаврик Фото с Facebook-страницы фестиваля BrassDays

Новый симфонический оркестр представили в Тульской областной филармонии имени Михайловского. Концерт-презентация прошел в рамках VII Международного музыкального фестиваля медного духового искусства «BrassDays». Художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Владислав Лаврик.

Трудно переоценить важность «строительства» нового оркестра в условиях сложного состояния российской провинциальной культуры и порой бедственного положения музыкальных коллективов. Если вспомнить, что филармонический оркестр существовал в Туле до 1941 года, то произошедшее событие кажется и вовсе бесценным.

Появление нового музыкального коллектива – событие долгожданное для горожан, скучающих по серьёзной музыке в достойном исполнении. Но и для музыкантов, мечтающих о настоящей серьезной работе. Так что Тулу можно поздравить со знаменательным событием, открывающим невероятные перспективы для развития исполнительской культуры города, области, а с ней и всей России.

Решение возродить симфонический оркестр в год 80–летнего юбилея Филармонии принадлежало Правительству Тульской области и губернатору Алексею Дюмину. (Соответствующее решение приняли в рамках Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в России на период до 2025 года). В состав коллектива вошли 45 человек: 26 штатных, 14 — работающих по совместительству и 5 приглашённых музыкантов из Тулы, Москвы, Новомосковска, Ростова–на–Дону и Волгограда. Некоторые из них окончили Московскую консерваторию им. Чайковского, некоторые — Российскую Академию музыки им. Гнесиных. Тульские музыканты пришли, в основном, из камерного ансамбля «Bella–musica» и Губернаторского духового оркестра. Трудовой договор с каждым заключён на концертный сезон, то есть до 30 июня следующего года, с обещанием заработной платы от 20 тыс. и премированием (положение разработано в филармоническом оркестре после основания). В следующем году состав коллектива хотят расширить до 60–65 человек.

Конкурсные прослушивания проходили в два этапа: с 21 по 24 июня, дополнительный набор по десяти специальностям — с 21 по 24 июля. Репетиции начались первого августа и проходят четыре раза в неделю, как правило, с 9:45 до 13:30 с «техническим» 15–минутным перерывом и получасовым перерывом на обед. Два дня предусмотрены на самоподготовку. Владислав Лаврик ведёт репетиции, когда приезжает в Тулу. В сентябре он провёл пять занятий, каждое из которых записывалось на видео и прорабатывалось в его отсутствие под руководством дирижеров Владислава Белоусова и Михаила Угримова.

Среди ближайших задач — освоение разнопланового репертуара и достижение убедительного и сбалансированного звучания разных групп оркестра. В концертном графике на этот сезон уже запланировано 10 выступлений, среди которых значатся даже гастроли в Москве.

Дебютный концерт филармонического симфонического оркестра был приурочен к Международному Дню музыки. В программу вошли сочинения, представляющие последние четыре столетия в истории музыки. Оркестр легко достигал мощного, эмоционального и темпераментного звучания, заметно проигрывая, однако, в чистоте строя, преодолении ритмических трудностей, виртуозности и стилевом разнообразии.

Удачнее всего получилась «Парижская» симфония Моцарта, в которой струнники показали штриховое мастерство, духовики — умение «выстраивать» аккорды, а все музыканты — искусство разнообразить звуковую окраску в зависимости от намерений дирижера. Менее удачно прозвучала «Классическая» симфония Прокофьева. В её крайних частях произошли досадные изменения темпа, а в средних — потери баланса звучания, повлекшие за собой интонационные неточности в партиях деревянных духовых инструментов.

В «расстройствах» оркестровых групп увертюры «Кориолан» Бетховена, пожалуй, виновато концертное волнение. Впрочем, игра позади дирижёрского жеста — одна из самых распространённых болезней начинающих оркестрантов. Правда, в этот раз разрушившийся ансамбль, что отрадно, удивительным образом собрался к концу увертюры.

А вот произведения с участием солистов, напротив, прозвучали добротно и практически без погрешностей. Технической виртуозностью во Втором концерте для скрипки с оркестром Венявского удивила воспитанница тульского Центра поддержки одарённых детей Екатерина Щадилова. Виолончелист Владислав Белоусов взял удобный темп в Pezzo capriccioso Чайковского, поэтому ловко справился с неудобными пассажами, заставив почувствовать сильные переживания и даже душевную боль (Чайковский посвятил эту пьесу Анатолию Брандукову). Анастасия Тимошенко, первая скрипка Всероссийского юношеского оркестра под управлением Юрия Башмета, талантливо и темпераментно фразировала «Цыганские напевы» Сарасате, ясно распределяя ритмические и звуковые кульминации, продиктованные живым музицированием, чем поразила зал. Вместе Владиславом Лавриком они легко прошли все три части концерта Вивальди, играя динамически точно и дифференцированно в нюансах. Но наибольший успех вызвало исполнение Владиславом Лавриком – уже в качестве солиста, на трубе - вариаций на тему «Венецианского карнавала» Жана-Батиста Арбана. Одно из самых сложных произведений для трубы завершило концерт ярко и эффектно.

Тула-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2239
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5007
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2755
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3172

Другие новости