0
2817
Газета Культура Интернет-версия

10.10.2017 13:58:00

Мишель Поэлз: "Школьники думают: опера — это толстая тетка на сцене"

Тэги: поэлз, кооперация, опера, zangstudio haarlem


поэлз, кооперация, опера, zangstudio haarlem Фото из личного архива артиста

Москву по приглашению оперной лаборатории молодых композиторов и драматургов «Кооперация» посетил Мишель ПОЭЛЗ — певец, продюсер и художественный руководитель Zangstudio Haarlem, базирующейся в необыкновенно красивом старинном городе Харлем в 20 километрах от Амстердама. Его компания экспериментирует с форматами современной оперы и старается разрушать стереотипы, которые продолжают окружать оперное искусство. О культурной политике в Нидерландах, о том, какие формы обретает опера сегодня и где она может обитать, он рассказал одному из кураторов Лаборатории Наталии СУРНИНОЙ.

– На своей лекции в рамках Лаборатории вы говорили, что после реформы бюджета в 2011 году ситуация с современной оперой в Нидерландах кардинально изменилась.

– Государство поставило оперным компаниям задачу наладить более тесную связь с аудиторией. Нас критиковали за обилие экспериментальных спектаклей, на которые публика почти не ходит, за то, что авангардный музыкальный театр представляет собой закрытую систему. Были протесты, но в итоге всем пришлось как-то устраиваться в новой действительности, для многих оптимальным решением стал поиск новых отношений со зрителями. Один из способов выстроить мост с аудиторией — работа с певцами-любителями, которые могут помочь привлечь и новую публику в музыкальный театр. Но тут есть две серьезные опасности: снижение качества и художественные уступки, на которые приходится идти — это меняет понятие того, что считать собственно новым, актуальным искусством.

– А в какой форме происходили протесты?

– Многие пытались бороться с системой официальными путями, через законодательные институции, но это очень сложно. Я пробовал несколько раз — но тут без шансов. Формы протеста могут быть самыми разными; одна из самых ярких и показательных историй (правда, не против правительства) произошла у нас в 1969 году — так называемая «Акция щелкунчиков» (Nutcracker protest), когда группа музыкантов во главе с Луи Андриссеном подняла шум в Консертгебау и сорвала симфонический концерт с Бернардом Хайтинком в знак протеста против консервативной концертной политики. Сейчас это кажется забавным. Позднее мы с Андриссеном не раз сочиняли специальные песни и распевали их перед правительственными зданиями. В 2011 году в фейсбуке была большая кампания против Хальбы Зейлстра, министра культуры. В правительстве ожидали, что коренные изменения в системе субсидирования повлекут за собой появление новых инициатив, но программа полностью провалилась. Они полагали, что крупные голландские компании включатся в спонсорские проекты по американской модели, но в Америке система спонсорских взаимоотношений выстраивалась на протяжении десятилетий, и, конечно, она не может начать работать в другой стране за полчаса, неделю, даже за год. Я несколько раз пытался найти частных спонсоров и понял, что переоценил свои возможности. Первое, о чем меня спрашивали: что мы будем с этого иметь?

– Давало ли правительство какие-то установки, направленные именно на привлечение непрофессионалов и новые методы работы с аудиторией?

– Не совсем. Правительство просто срезало субсидирование, и многим маленьким компаниям пришлось искать финансирование в другом месте. А в Нидерландах есть несколько частных фондов и банков, которые дают деньги под образовательные программы и проекты с участием непрофессиональных исполнителей. Я выбрал этот путь.

– То есть под такие проекты деньги дают охотно?

– И это не всегда легко, но иначе шансов почти нет. При наличии образовательной программы они хотя бы начинают подробно знакомиться с проектом и проверять смету. Я думаю, что такой подход может быть опасен, потому что образовательные программы начинают делать для галочки, относятся к ним формально. Так быть не должно.

– Какая из программ вашей Zangstudio Haarlem с привлечением непрофессиональных исполнителей была самой авангардной?

– Вместе с компанией Veenfabrik, занимающейся междисциплинарными проектами, мы сделали постановку с очень сложной музыкой грека Яниса Кириакидиса. Ее, конечно, должны исполнять профессионалы, но организаторы попросили привлечь любителей, и пришлось делать копродукцию.

Еще один спектакль мы делали с Вимом Т. Шипперсом, известным актером, последователем движения Флуксус. Он знаменит своими абсурдистскими инсталляциями, в частности Peanut-Butter Platform. Вот там была большая экспериментальная часть, очень сильный фрагмент, предназначенный именно для непрофессионалов.

– Вся страна вовлечена в это движение?

– Да, даже Национальная опера в Амстердаме и Консертгебау имеют образовательные программы и возможности для привлечения к исполнению любителей. Это неплохо!

– Знаете ли вы, каков процент любителей, которые начинают участвовать в таких представлениях регулярно, как-то связывают с искусством свою жизнь?

– Сложно сказать, но рост интереса очевиден. В первом подобном проекте у нас было тридцать непрофессиональных певцов, во втором уже семьдесят. Всего в наших спектаклях за четыре года приняли участие почти триста человек! Сложно сказать, какой процент из них остается в сфере искусства: некоторые полностью включаются в нашу жизнь, другие вскоре кардинально меняют род деятельности. Но еще один важный показатель — это рост числа публики. В марте наш совершенно самостоятельный проект собрал 2100 зрителей. У нас нет своей площадки, но мы уникальны тем, что создаем новые сочинения с нуля, а не делаем пастиччо, как многие компании, которые компилируют знаменитые арии из известных опер и создают историю вокруг них. Да, сейчас мы не авангард, иногда то, что мы делаем, можно назвать кроссовер, но для меня это все оперный театр.

– На лаборатории не раз обсуждался вопрос различий между музыкальным театром и оперой. Как вы для себя определяете жанр того, что вы делаете?

– У меня есть жесткое убеждение на эту тему. Один из участников нашего проекта как-то сказал мне после спектакля, что может быть в следующий раз не стоит называть это оперой, тогда мы сможем привлечь больше зрителей. Но именно этого я принципиально избегаю! Для меня это все опера. Можно обсуждать термин, но я думаю, здесь дело скорее в предрассудках.

– Если вам дали такой совет, значит предрассудки сильны и люди по-прежнему считают, что это слишком сложный, консервативный, высоколобый жанр?

– Да, люди думают, что опера это что-то, где поют очень высоким голосом. Мы провели много образовательных программ для школьников, и когда я спрашивал ребят 14-15 лет, что они знают об опере, они первым делом принимались пищать что-то в высоком регистре. Вот что они думают: опера — это толстая тетка на сцене и три часа ожидания, когда она наконец возьмет верхнее си. Важно бороться с этим предрассудком и менять имидж оперы. Но делать это нужно в диалоге с публикой.

– У Zangstudio Haarlem нет своей площадки. Где проходят ваши спектакли?

– В самых разных местах. Оперу о Кенау Хасселер, датской Жанне д’Арк XVI века, мы делали как спектакль о войне в большом индустриальном пространстве Lichtfabriek, которое раньше никогда не использовалось для концертов и музыкальных постановок. Когда я туда пришел, сразу увидел и расположение хора, и большую улицу, на которой разворачивается сражение; это некрасивое пространство со всей его грубостью очень подходило для жестокой истории. После меня уже три компании делали там свои проекты. А я ищу что-то новое.

Последняя наша опера была поставлена в исторической действующей церкви — соборе святого Бавона, настоящем памятнике архитектуры. Вообще я очень хотел сделать спектакль в огромном здании тюрьмы – у меня была идея поставить там оперу про людей-великанов, и я искал соответствующее пространство. Но потом я попал в эту церковь, где обнаружил могилу Даниэля Каянуса, легендарного человека-великана, который последние годы жизни провел в Харлеме. Он был похоронен анонимно, потому что не хотел, чтоб медики забрали его кости на исследование, и я понял, что мы должны делать свой спектакль там: театральный Каянус будет представлен у могилы исторического Каянуса — отличная идея! Так как наш спектакль был связан, среди прочего, с историей этой церкви, нам с радостью разрешили сыграть его там.

– Вы говорили, что ситуация с авангардной музыкой за последние годы стала намного хуже.

– Фестивалей с фантастическими программами до сих пор много, но в последние годы тех мест, которые были сердцем экспериментальных искусств, становится меньше. Меня как певца часто приглашали в такие проекты, и я знаю, что они далеко не всегда собирают публику: бывало, на сцене тридцать человек, а в зале — три.

– Но ведь они все равно нужны?

– Конечно, мы должны рисковать: если ставить в год десять спектаклей, два из них непременно будут прекрасными. Но теперь, когда ситуация с финансированием резко ухудшилась, даже на два мы зарабатываем с трудом. На последний проект мы собирали деньги два с половиной года.

– Из чего складывается ваш бюджет?

– Последняя постановка на треть окупалась продажей билетов, на треть – субсидиями, кроме того — спонсоры, краудфандинг, примерно одна десятая — плата непрофессионалов за участие.

– То есть они за это еще и сами платят?

– Да, немного, но платят.

– Кто оплачивает образовательные программы?

– Школы. А билет на спектакль для школьников стоит около семи евро.

– Какой самый авангардный и сумасшедший проект вы сделали как исполнитель?

– Надеюсь, он еще в будущем. Очень сложная авангардная музыка в опере Et Cetera Марины Хорьковой по книге «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына, которую мы в прошлом году делали с куратором лаборатории «Кооперация», российским режиссером Екатериной Василёвой в Швейцарии. А сейчас с моим квартетом мы готовим сочинение одного немецкого композитора, где вместе готовим еду, поём и делимся своими историями. Некоторые посмеиваются, но для нас это очень серьезный проект. Приготовление еды — творческий акт, способный создать атмосферу единения: ведь когда человек разделяет с другим пищу, это значит, что он ему доверяет. Там будут звучать новые сочинения для вокального квартета а капелла. Мы еще ищем форму для этого спектакля, думаю, начнем с приглашения двадцати человек и постепенно будем расширяться. Мы покажем его на Днях оперы в Роттердаме в следующем году.

– Этот спектакль спонсирует какая-то продовольственная компания?

– Я подумаю над этим! Но вообще у нас исключительно творческий проект. Компании часто приглашают таких спонсоров и дают им возможность продавать еду на своих мероприятиях. Но это не то. Для нас прием пищи — художественное действо.

– Вы приехали в Москву, чтобы поделиться опытом работы своей кампании с участниками оперной лаборатории «Кооперация». Какие впечатления?

– Мне было очень интересно. Особенно занимали меня различия между тем, что происходит у нас и в Москве. Эта лаборатория — отличная инициатива, я познакомился с огромным количеством новых людей, добавил кучу друзей в фейсбук. Надеюсь, мой опыт был полезен и расширил представления участников об оперном мире.

– Насколько плодотворна, по-вашему, идея объединения композиторов и драматургов, работающих в драме?

– Самое сложное — работать вместе, идти рука об руку. Тут нет точных инструкций, и ты никогда не знаешь, чем обернется такое сотрудничество. Но я считаю, что любая конфликтная ситуация, кроме самой безысходной, в итоге выводит на верный путь; я верю, что вся энергия, вложенная в творческий процесс, в результате возвращается. Полная гармония в работе — идеальное состояние, такого практически не бывает, всегда наступает кризис. Нужно быть к этому готовым и верить в то, что ты делаешь. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1606
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4065
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2251
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2535

Другие новости