0
3479
Газета Культура Интернет-версия

13.11.2017 00:01:00

Необычные погодные явления и Красная Шапочка

Тэги: музыкальные спектакли, фестиваль, новый европейский театр, красная шапочка


музыкальные спектакли, фестиваль, новый европейский театр, красная шапочка Квартет музыкантов-экспериментаторов пытается «омузыкалить» необычные природные явления. Фото с официального сайта фестиваля

В программе NET-2017 заметен уклон в область жанров музыкального направления: помимо современной оперы «Евангелие» Алексея Коханова и Марии Марченковой или серии мультижанровых (в том числе и музыкальных) перформансов программа включает два спектакля в формате инструментального театра: «Проект необычных погодных явлений» (им как раз открылся фестиваль) и «Красная Шапочка» французского композитора Жоржа Апергиса. Музыкальные инструменты и сами исполнители здесь и герои, и актеры.

«Проект необычных погодных явлений» от швейцарской театральной компании Бернетта поставлен по книге американского физика Улиьяма Корлесса «Руководство по необычным природным явлениям» с описанием редких природных катаклизмов – например, смены времен года в неправильном порядке. Это причудливый спектакль (его жанр определяют как Погодная симфония для трубы, скрипки, кассеты и световой машины), с включением «странностей» сценического порядка. Так, автор музыкальной концепции спектакля Матиас Вейбель призвал тромбониста звуком «переворачивать» страницы книги на видеослайдах (один звук – один слайд). Остальные музыканты по идее Вейбеля играют на инструментах, невиданных даже в узкоспециализированных кругах: например, к струнно-смычковому ребабу присоединена труба звукозаписывающего свойства. Сам факт реального существования подобных диковин с XIX века (об этом сообщили при обсуждении после спектакля) приводит в замешательство и напрямую соответствует идее «странных явлений».

Том Луц, автор идеи и режиссер проекта, здесь делает упор на визуальный ряд, насыщает спектакль сценическими метаморфозами, и квартет музыкантов вписывает в художественную концепцию постановки. Как неподвластна человеку погода, так неконтролируема машина из магнитофонных катушек, расставленных по всему периметру сцены. Чтобы поднять звукозаписывающие пленки в воздух, участники присоединили белые шары, словно прилетевшие с картин Рене Магритта. О бельгийском мастере сюрреализма говорит и сама атмосфера: среди тумана возникает рыцарь в латах, который на его картинах, может, и не присутствовал, но идея соединения неожиданных элементов Магритту также свойственна.

Открытия ученого в книге и музыкальные аллюзии вызывают воспоминания о спектакле Хайнера Гёббельса «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой», поставленном в Электротеатре «Станиславский». У швейцарцев действие также безупречно рассчитано по времени, но внутренняя драматургия менее «заряженная»: их спектакль погружает в туманную дымку неясностей мира, неподвластных для понимания человека.

В спектакле «Красная Шапочка» (его покажут 18 ноября), другом варианте инструментального театра на фестивале, на смену причудливому квартету придет секстет из традиционных инструментов: саксофон, скрипка, два кларнета и два фортепиано. Если в «Проекте необычных природных явлений» восхищение большинства вызвано от устройства визуальных метафор, на предстоящей российской премьере «Красной Шапочки» можно готовиться к удивлению от искусства звуковых метаморфоз.

Правда, они могут с легкостью соперничать в категории непривычности формы воплощения. Согласно замыслу композитора, поющей Красной Шапочки и Серого Волка мы не увидим, как и рассказа текста под музыкальное сопровождение: участники ансамбля «Студия Новой музыки» под руководством режиссера Алексея Смирнова превратятся в актеров и сами поочередно расскажут известную сказку Шарля Перро.

Жорж Апергис – одна из важнейших персон современного музыкально-театрального пространства, обладатель престижной премии Золотого льва на Венецианской биеннале. Его спектакли уже много лет ставятся на крупнейших театральных и музыкальных площадках; для России же это первый серьезный шаг в освоении этой территории (в 2016 году можно было увидеть небольшую театральную пьесу «7 преступлений любви» в Центре Мейерхольда).

Главная черта его музыкального театра – синкретизм всех составляющих элементов: звук инструмента объединяется со «звуком» текста, речь человека с «речью» инструмента, да и сами движения музыкантов становятся частью общего действия.

В детском спектакле «Красная Шапочка», премьера которого состоялась еще в 2001 году, композитор работает по тем же законам, что и в других сочинениях, но особое внимание уделяет словам. Они повторяются по нескольку раз в различных формах словно «на карусели», чтобы успеть сориентировать зрителя в непривычном звучании и ритмах партитуры.

Несмотря на необычную форму, «Красная Шапочка» – скорее юмористический спектакль, с очаровательным французским юмором с оттенком абсурда. К примеру, образ волка будет связан сразу с двумя кларнетами, а «Красная Шапочка» – со скрипкой, но точных аналогий здесь нет: только игра аллюзиями и ассоциациями.   


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1138
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3077
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1736
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2085

Другие новости