0
3159
Газета Культура Интернет-версия

20.05.2019 12:39:00

"Виртуозы Москвы" пришли на смену гладиаторам

Владимир Спиваков и "Виртуозы Москвы" выступили в античном амфитеатре в турецком Сиде

Тэги: спиваков, виртуозы москвы, музыка, фестиваль, турция, россия, сиде


спиваков, виртуозы москвы, музыка, фестиваль, турция, россия, сиде Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

В Анталье прошел Турецко-русский фестиваль классической музыки – три вечера популярная классика от Вивальди до Пьяццоллы звучала в античном амфитеатре города Сиде. Первичным стимулом для его проведения стал перекрестный год культуры и туризма России и Турции, но организаторы надеются, что он будет продолжать жить вне зависимости от официальных поводов. Художественным руководителем международного форума стал российский скрипач и дирижер Владимир Спиваков, чье имя хорошо знают и любят в Турции, а главным участником – его камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Помимо самого маэстро, выступившего как дирижер и солист, хэдлайнерами фестиваля стали солистка Большого театра Анна Аглатова и выдающийся турецкий пианист и композитор Фазыл Сай.

Сиде – жемчужина Анталийского побережья, процветающего туристического региона, известного своими курортами и памятниками древности. Но классикой туристов тут не балуют: римский амфитеатр с 2000-летней историей и уникальной акустикой, где раньше проходили гладиаторские бои, открыт для посещения как музей, а концертным залом он становится 1-2 раза в год по особым случаям – таковыми тут считаются оперные или симфонические программы с участием звезд. Семья Барут, много внимания уделяющая культурным и социальным проектам (в частности, они помогали в реставрации амфитеатра), стала главным организатором фестиваля. Он рассчитан далеко не только на туристов: провести вечер во впечатляющей атмосфере амфитеатра под звездами (концерты начинались в 21.15), услышать известных музыкантов из Москвы и Фазыла Сая приезжали со всей страны. Когда-то амфитеатр вмещал до 15000 человек, сейчас центральная зрительская зона рассчитана на 2000-2500 мест – и, несмотря на перенос концерта-открытия из-за дождя с 7 на 8 мая, все они были заняты.

IMG_5631_t.jpg
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Открывая фестиваль, Владимир Спиваков напомнил, что турецко-российские связи имеют почти 100-летнюю историю и уходят корнями в 1920-е, когда культурное сотрудничество двух стран активно поддерживал первый президент Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк. По его приглашению в 1935 году в Турцию приезжали Дмитрий Шостакович, Давид Ойстрах и Лев Оборин. Поэтому именно музыка Шостаковича в первой программе соседствовала с сочинением классика турецкой музыки ХХ века Невита Кодаллы – красивый символический жест, напоминающий о том, что одной из главных задач фестиваля является укрепление дружеских отношений двух стран. По признанию Спивакова пьесу Кодаллы он разучивал с «Виртуозами Москвы» особенно тщательно, и не зря – присутствовавший на концерте сын композитора признался, что услышал в хорошо знакомой музыке много новых красок.

В первой программе, помимо композиторов, объединились и солисты двух стран. Ведущая солистка Большого театра России Анна Аглатова (сопрано) вместе с маэстро выбрала для своего выступления пять ярких популярных арий классического репертуара – Россини, Ардити, Легар, Пуленк, Делиб; она призналась, что в первую очередь они со Спиваковым думали о том, чтобы концерт-открытие стал по-настоящему праздничным и дополнял красотой музыки завораживающую красоту амфитеатра. Это им, вне всякого сомнения, удалось: со второго выхода темпераментную российскую певицу принимали как родную. Но самых щедрых оваций в этот вечер удостоился Фазыл Сай – любимец местной публики и самый известный в мире турецкий классический музыкант. Уже сам момент выкатывания рояля на авансцену встретили шумно – в предвкушении выступления своего кумира публика не сдерживала эмоций. Но уже через минуту, искупав пианиста в волнах аплодисментов, слушатели внимали звукам Фортепианного концерта №12 Моцарта, затаив дыхание. Моцарт один из главных композиторов в жизни Сая, который часто выступает в Зальцбурге и записал все фортепианные сонаты и концерты австрийского гения. Его интерпретации всегда отличаются искренностью и непосредственностью, что не может не привлекать публику. Без биса Фазыла не отпустили, и он исполнил собственную пьесу «BlackEarth», где в своем фирменном стиле сочетает национальные мотивы, академические традиции и джаз.

IMG_5358_03_t.jpg
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Хотя во второй программе не было ни турецких солистов, ни турецких сочинений, она вызвала не меньший ажиотаж. Спивакова и «Виртуозов Москвы» встречали так, будто древние камни сохранили и приумножили энергию прошлого вечера. Еще бы: маэстро вышел на сцену со Страдивари в руках и начал концерт в качестве солиста, исполнив виртуозный концерт Вивальди. Эстафету подхватил Сергей Журавель – первая флейта Национального филармонического оркестра России под управлением Спивакова – с популярным концертом Вивальди «Ночь», чья музыка чудесно рифмовалась с полутьмой амфитеатра, стены которого подсвечивались то глубоким синим, то чуть зловещим красным светом. Необычная атмосфера преобразила и два других популярных сочинения – ре-минорную симфонию Боккерини и Серенаду для струнного оркестра Чайковского, наполнив первое почти мистическим сюжетом, а второе лишив привычной сентиментальной томности.

На заключительный концерт фестиваля Спиваков привез еще одного своего постоянного партнера по сцене – молодого аккордеониста Никиту Власова. Ему выпала честь закрывать программу «Пьяццолла-гала» тремя знаменитыми танго аргентинского композитора. Остальная же часть вечера превратилась в бенефис солистов оркестра: играли знаменитые циклы «Времена года в Буэнос-Айресе» и «История танго», и в каждой части солировал новый виртуоз. На бис прозвучала пьеса-шутка Лероя Андерсона для пишущей машинки и оркестра. Как оказалось– не случайно: ­«напечатанный» текст оказался заключительным словом маэстро Спивакова. Он обратился к аудитории по-турецки: «Нам было очень приятно быть с вами в течение этих трех дней. Мы еще долго будем хранить эти воспоминания в своих сердцах!»

Зрители, чьи глаза каждый вечер горели почти детским восторгом, тоже будут долго хранить в памяти впечатления от фестиваля и надеяться на продолжение. А оно должно быть: пока счастливчики, посетившие концерты, пересматривают снятое на смартфоны видео, организаторы уже обсуждают планы на будущее.

Сиде - Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Писать надо – лучше или больше?

Писать надо – лучше или больше?

Ирина Кулагина

Андрей Щербак-Жуков

Литмастерская Сергея Лукьяненко влила «свежую кровь» в «Роскон»

0
1442
Волосы как у Леннона

Волосы как у Леннона

Вячеслав Харченко

Наше главное предназначение – носить искусство на руках

0
1058
ГКЧП и 22 мертвых суслика

ГКЧП и 22 мертвых суслика

Людмила Осокина

Литературные воительницы из «Новых амазонок»

0
282
Нужна ли Россия Латинской Америке

Нужна ли Россия Латинской Америке

Ирина Акимушкина

Причины сложностей транзита через Стамбул в Новый Cвет

0
1190

Другие новости