0
4159
Газета Культура Интернет-версия

21.04.2022 13:16:00

Тимофей Гольберг: «Мы будем прививать публике интерес к тому, что пишут авторы сегодня»

Художественный руководитель «Минин-хора» – о юбилейном фестивале и перспективах своего коллектива.

Тэги: тимофей гольберг, хор без границ, камерный хор, фестиваль


тимофей гольберг, хор без границ, камерный хор, фестиваль Фото предоставлено пресс-службой хора

В столице в эти дни проходит фестиваль «Хор без границ», посвященный 50-летию Московского государственного академического камерного хора («Минин-хора»). Музыкальный критик Надежда ТРАВИНА поговорила с его художественным руководителем и главным дирижером Тимофеем ГОЛЬБЕРГОМ о программах и премьерах фестиваля, о профессиональных качествах артистов хора и о том, как публика сейчас воспринимает хоровое искусство.

- Тимофей, расскажите, пожалуйста, поподробнее о концепции юбилейного фестиваля, посвященного 50-летию Московского камерного хора.

– Программа юбилейного фестиваля включает музыку от Баха до Дженкинса, прямо отражая его название «Хор без границ». На первом концерте в Доме Музыки наш хор и МГАСО под управлением Павла Когана уже исполнили «Чичестерские псалмы» Бернстайна и Stabat Mater Дженкинса. 30 апреля в Большом зале Московской консерватории мы устроим вечер итальянской музыки. В первом отделении мы представим премьеру – Messa di Gloria Пуччини. Я давно держал эту партитуру в «запаснике». Здесь хор – главный персонаж действия. Я чувствую особую свободу в этой музыке – ты можешь придумывать и раскрашивать характер любой партии. Я бы вообще назвал Messa di Gloria камерной оперой на духовную тему в концертном исполнении: сольные хоровые эпизоды очень похожи на оперные арии. Во втором отделении публика услышит Stabat Mater Россини – сочинение, в котором основную роль играет даже не хор, а солисты. Специально для этого концерта мы пригласили великолепных исполнителей: Алексея Татаринцева, Станислава Ли, Георгия Васильева, Алексея Тихомирова, Анастасию Лепешинскую, Ирину Мореву. Фестиваль завершится 11 июня в Концертном зале Чайковского. Хор и Госоркестр имени Светланова исполнят «Магнификат» Баха и Реквием Форе.

Отдельно хотел бы отметить центральный концерт нашего фестиваля. 16 мая в зале «Зарядье» мы впервые за долгое время целиком, без купюр, представим хоровой цикл Валерия Гаврилина «Перезвоны». Мы специально пригласили замечательного лектора, музыковеда Ярослава Тимофеева выступить со вступительным словом. Он как никто другой сможет раскрыть глубину замысла и сюжета этого сочинения, обратиться к публике на простом понятном языке, подготовить восприятие слушателей. Также в качестве дополнительной «помощи» слушателю мы приняли решение добавить в наше выступление мультимедиа. Над видео в данный момент работает видеохудожник Данил Герасименко, который уже делал для нас видеоконтент премьеры сочинения «Последний день вечного города» Ильи Демуцкого.

Почему у вас возникла идея добавить к Гаврилину мультимедиа? Не опасаетесь, что видеоряд будет отвлекать слушателя от целостного, индивидуального восприятия этой музыки?

– Это очень точный вопрос. Конечно, я не хочу фильма в сопровождении хора. Задача, которую я поставил перед видеохудожником, – никакой конкретики, никакой иллюстрации партитуры. На этом видео необязательно фокусировать взгляд, это будет, скорее, фон, который поможет слушателю. «Перезвоны» – пожалуй, самое сложное сочинение a capella, которое длится полтора часа. Однако в каждом его номере заложена некая остановка времени. Сегодня, как вы знаете, остановка времени – это редкий момент. Слушатель не всегда готов к такому контрасту, к смене ритма, настроения, поэтому к статике звука мы добавили динамику в мультимедиа. Мне важно, чтобы слушатель понимал, что хоровое пение – это современный, серьезный, экспериментальный жанр.

То есть, широкая публика этого не понимает?..

– Многие до сих пор в плену советского представления, что хор – это когда все стоят и громко поют. Моя задача – показать, что это совсем не так, что сегодня существует много новых, оригинальных хоровых партитур, и хор не обязательно должен быть статичен. Нам в целом нужно привлекать на свои концерты молодежь, которая интересуется современным искусством в самых разных его проявлениях. Если это получится, отношение к хоровому жанру может сильно измениться. И уже вряд ли кто-то назовет хоровой жанр скучным и устаревшим.

Сколько человек сейчас в Московском камерном хоре? И какими профессиональными качествами должен обладать потенциальный артист вашего коллектива?

– Сейчас в хоре 42 человека. У нас нет двух или трех составов. Периодически, по мере необходимости, мы объявляем конкурс. Например, недавно искали 2 сопрано – проводили отбор из тридцати человек. Здесь есть свои нюансы – бывает, что перестановка даже двух человек влияет на выстраивание голосов и в целом на качество исполнения. Главное требование, которые мы предъявляем на прослушиваниях – это академическая постановка голоса у артиста. Для меня еще важна музыкальность исполнителя, его культура звука, понимание того, о чем он поет. У него может быть шикарный материал, прекрасный, сильный голос, но такое антимузыкальное прочтение пьесы, что в итоге получается какая-то самодеятельность, и такое пение просто портит произведение. И, конечно, человек должен элементарно уметь читать партитуры, сольфеджировать. В хоровых коллективах, как правило, сочетание этих трёх составляющих – большая редкость. Но у нас оно есть.

Какова судьба артистов хора, которые уже не могут выступать в силу возраста?

– Сейчас в коллективе есть люди на пенсии, которые работают со времён второго или третьего состава хора. Редко кто уходит. Многие по-прежнему находятся в отличной вокальной форме. Вообще, система ценностей таких людей для меня очень важна – их советская «закалка» во многом может служить для нас примером. Помню, когда мы участвовали в Чеховском фестивале – исполняли ораторию «Сотворение мира» Гайдна – наши опытные артисты выдержали все восьмичасовые репетиции с режиссером: и бегали по сцене, и ползали с гелевыми шарами. Мы очень ценим каждого, ни с кем не хочется расставаться.

Ваш наставник и президент хора Владимир Николаевич Минин, по его словам, исповедует звук, который передает человеческие переживания. А какой звук вы требуете от своего коллектива?

– Трудно однозначно ответить, ведь все напрямую зависит от стиля. Могу сказать, что мы не стремимся к аутентичному исполнению старинной музыки – потому что в таком случае, нужно приглашать оркестр, играющий на жильных струнах, натуральной меди. В старинной музыке подача звука одна, в музыке XX века – совсем иная. Компактность унисонного исполнения и амплитуда вибрато в «Магнификате» Баха намного отличается от тех же приемов в песне «Ах ты степь широкая» в обработке Свешникова. Реквием Шнитке вроде бы принято петь без вибрато или почти без вибрато: я не совсем с этим соглашусь, потому что академический голос, звучащий без вибрато, это неестественно. В длинных, как бы «подвешенных» аккордах Реквиема ощущается некая напряженность, они должны тянуться, вибрировать, жить.

Я знаю, что Московский камерный хор записал диск Реквиема Шнитке на фирме «Мелодия».

– Да, он уже выйдет совсем скоро, причем, и на всех цифровых платформах тоже. Очень хочется, чтобы такие проекты окупались, были востребованы среди слушателей – чтобы это не было только нашей маленькой радостью. Но в целом, чтобы запечатлеть свои художественные воззрения, нужен опыт. Спустя год после записи Шнитке переслушиваю то, что у нас получилось, и понимаю, что многое не нравится. Думаю, мне в принципе нужно попридержать свой пыл делать записи. Хотя, конечно, очень хочется зафиксировать такие прекрасные сочинения как, например, «Плач Адама» Арво Пярта, Amao Omi и Lulling the Sun Гии Канчели…

Что в перспективе у «Минин-хора» после юбилейного фестиваля? Можете поделиться планами?

– В новом концертном сезоне мы с директором коллектива Дмитрием Александровичем Сибирцевым планируем провести конкурс хоровой музыки для молодых композиторов. Их сочинения в разных жанрах и, соответственно, в разных номинациях исполнит наш хор. Как и полагается, лауреаты получат денежные премии и возможность услышать свои сочинения в наших концертных программах. Мне хочется расшевелить современных композиторов на написание неординарной хоровой музыки. Я давно хочу сделать концерт, где пьесы молодых авторов будут звучать в диалоге с классиками вроде Шнитке, Сильвестрова, Артемьева. Мы будем аккуратно, но в то же время настойчиво прививать публике интерес к тому, что пишут авторы сегодня.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Каннский кинофестиваль на грани забастовки

Каннский кинофестиваль на грани забастовки

Светлана Хохрякова

В конкурсной программе – "Лимонов, баллада об Эдичке" Кирилла Серебренникова и фильм с русскими артистами

0
2361
Открытием фестиваля Dance Open стала труппа из ЮАР

Открытием фестиваля Dance Open стала труппа из ЮАР

Наталия Звенигородская

Артисты показали спектакль "Сион: Реквием по Болеро Равеля"

0
2921
Фестиваль-конкурс "Digital Opera Saint-Petersburg" отметил пятилетие

Фестиваль-конкурс "Digital Opera Saint-Petersburg" отметил пятилетие

Александр Матусевич

Праздник музыки и цифры состоялся в Театре музыкальной комедии

0
5080
Молитва Маргариты разрушает виртуальные миры

Молитва Маргариты разрушает виртуальные миры

Марина Гайкович

"Фауста" Гуно поставили в Академическом театре оперы и балета Республики Коми

0
7236

Другие новости