0
1051
Газета Интернет-версия

20.09.2002

Марионеточный мир

Тэги: сша, геополитика, цель, сми


Экспертиза

СЕГОДНЯ активность руководства США по обеспечению доминирующих позиций в мире достигла небывалого уровня. Об этом свидетельствуют, с одной стороны, следующие одна за другой военные операции в разных регионах мира и недвусмысленные обещания США расширить круг стран, которые могут быть подвергнуты силовому воздействию, с другой - нейтральная реакция на происходящее со стороны мирового сообщества. При этом в отношениях США с Россией и европейскими странами на первый план выходит так называемая американская стратегия непрямых действий и ее информационно-психологическая составляющая.

Один из ведущих американских теоретиков информационной войны Либики в своей работе "Что такое информационная война?" определил семь ее форм: командно-управленческая, разведывательная, психологическая, хакерская, экономическая, электронная и кибервойна. Психологическая война, по мнению автора, включает в себя четыре компонента: подрыв гражданского духа, деморализация вооруженных сил, дезориентация высшего руководства и война культур. Основным при этом являются национальные и транснациональные средства массовой информации и глобальные информационные сети, способные влиять как на мировоззрение, политические взгляды, правосознание, менталитет, духовные идеалы и ценностные установки отдельного человека, так и на общество в целом.

НАВЯЗЫВАНИЕ ЭТАЛОНА

Сегодня в ведущих СМИ США произошел резкий сдвиг в сторону прямого манипулирования общественным мнением. При этом, используя сознательное искажение и даже просто чрезмерное упрощение реальной картины, мировому обществу навязывается, как правило, односторонняя интерпретация социально-политических процессов, экономических реалий, внушаются оценки событий, прямо противоположные стихийному отношению к ним населения.

Основной идеей при этом служит убеждение, что американская модель развития, образ жизни являются эталонным, а любые альтернативы этому "грозят нарушить мировой порядок", следовательно, борьба с ними должна вестись всеми доступными средствами, включая военные удары.

Для усиления эффекта информационно-психологического влияния специалисты США стараются максимально увеличить количество каналов воздействия (литература, кино, компьютерные технологии, церковь и т.п.). В результате одно и то же сообщение, оформленное в соответствии с требованиями данного канала, попадает в массовое сознание множеством путей. При этом особой популярностью пользуются не только эмоциональные сообщения, но и сообщения развлекательного характера (телевизионные шоу и т.п.). В них, как правило, идеологическая составляющая выражена только на втором плане. Соответственно уровень воздействия подобного сообщения возрастает.

Судя по всему, по этой причине на обложках подавляющего большинства российских печатных изданий сегодня изображены оружие и "обнаженная натура". Практически на всех телевизионных каналах можно встретить всевозможные шоу сомнительной направленности, а любители компьютерных игр увлечены "Doom", "Quake", "Delta Force" или всевозможными "стратегиями", где в той или иной степени присутствует насилие. Безобидные на первый взгляд развлечения способствуют формированию у людей толерантного отношения к жестокости, насилию, выработке стереотипов решения конфликтных ситуаций с помощью оружия, пренебрежительному отношению к истинным человеческим ценностям.

ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Технической основой для применения сложных методов манипуляции сознанием стало телевидение. Оно оказалось гораздо более эффективным средством внушения, чем печать и радио, прежде всего потому, что имеет уникальную способность "стирать" различие между правдой и ложью. Даже явная ложь, представленная через телеэкран, не вызывает у телезрителя автоматического сигнала тревоги - его психологическая защита отключена, а восприятие имеет сильно заниженный уровень критичности. Человек может контролировать, "фильтровать" сообщения, которые он получает по одному каналу, например, через слово или зрительные образы. Когда эти каналы соединяются, эффективность внедрения в сознание резко возрастает. Текст, читаемый диктором, воспринимается как очевидная истина, если дается на фоне видеоряда - образов, снятых "на месте событий". Критическое осмысление резко затрудняется, даже если видеоряд не имеет никакой связи с текстом. При этом для усиления эффекта информационно-идеологического воздействия применяется целый ряд приемов, таких как умолчание, фальсификация, преувеличение, подбор контекста и т.д.

К примеру, в настоящее время СМИ широко применяют несложный прием, называемый "позиционирование", то есть показ тех характеристик в объекте, в которых наиболее заинтересованы потребители, превращение незнакомого, чуждого объекта в знакомый, нужный. В качестве элементарного примера позиционирования можно считать те или иные терминологические нюансы. Джордж Буш-старший, назвав три тысячи оставшихся в Кувейте американцев "заложниками", дал возможность применить для их освобождения военную силу. Радиостанция "Свобода", называя чеченских боевиков "ополченцами", "бойцами сопротивления" или "партизанами", создает моральную подоплеку, чтобы обрушиться с резкой критикой деятельности российских военных в Чечне. Другим примером подобной манипуляции может служить тот факт, что в СМИ произошла трансформация терминологии описания военных конфликтов. Вместо привычных слов "военная операция", "вторжение", "атака" используются "миротворческая операция", "антитеррористическая операция", "гуманитарная миссия" и "контроль ситуации". Сегодня в глазах мировой общественности изменено само понятие войны. Информационными службами США еще в ходе операции в Персидском заливе был создан имидж высокоточной войны, что было призвано заранее убрать из массового сознания представление о человеческих жертвах. Этот подход построен на эксплуатации принятой сегодня символизации американской армии как обладающей самым технологическим вооружением. Введение подобных образов позволяет в результате обмануть массовое сознание, направив его в нужном направлении.

Еще одним приемом, используемым зарубежными СМИ при освещении военных конфликтов, является трансформация, когда объект ограничивается только теми характеристиками, которые интересны потребителю. В ситуации с косовскими беженцами в ходе войны в Югославии имело место явно одностороннее освещение проблемы. В оправдание действий коалиционных сил на телеэкранах преобладали картины массового исхода стариков, женщин, детей, вынужденных покинуть свои дома и мыкаться на чужой земле по вине сербов. Однако умалчивался тот факт, что массовый исход беженцев начался именно с момента начала военной операции НАТО против Югославии.

Одними из наиболее распространенных приемов манипулятивного воздействия, используемыми ведущими американскими и западными СМИ, являются эмоционализация и определенная последовательность подачи информации. Блоки новостей о ходе югославского конфликта ежедневно начинались с репортажей о страданиях беженцев, а лишь затем шла речь о ракетно-бомбовых ударах НАТО. При этом получалась картинка, изображающая войска НАТО в самом выгодном свете - как спасителей мирного населения Косово.

В ходе информационно-пропагандистской кампании США в поддержку боевых действий в Афганистане оставшиеся в живых после первых бомбардировок боевики "Аль-Каиды" и сопротивляющиеся группы талибов, которые в то время были немногочисленны и уже не являлись реальной угрозой для США и их европейских союзников, представлялись в виде серьезной силы, способной угрожать миропорядку. Вместе с этим акцентировалось внимание на зверствах талибов и нарушениях ими прав человека. Однако информация о жертвах среди мирного населения Афганистана и о последствиях бомбардировок и ракетных ударов практически отсутствовала. Кампания, направленная прежде всего на оправдание пребывания контингентов НАТО в Средней Азии и подготовку мирового сообщества к возможной агрессии США против других неподконтрольных им государств, стала самой крупной информационно-пропагандистской акцией информационных структур США. Характеризуя действия американцев в Афганистане, некоторые политологи отмечали, что "Джордж Буш выиграл несуществующую войну и сумел убедить весь мир в своей победе".

Несколько иную картину можно наблюдать при освещении зарубежными СМИ событий в Чечне. К примеру, в одном из репортажей об очередной поездке делегации ПАСЕ по Чечне вначале рассказывается об официальных встречах с российским политическим и военным руководством, а также об их усилиях по нормализации обстановки в этой республике, что занимает не более трех минут из десятиминутного сообщения. Остальное время посвящается свидетельствам беженцев и очевидцам "зверств" федеральных сил по отношению к мирному населению.

В человеческом сознании закрепляется информация, которая затрагивает эмоциональную сферу человека, заставляет сопереживать. Вся остальная информация уже не будет восприниматься как достоверная.

АМЕРИКАНИЗАЦИЯ СМИ

В последнее десятилетие наметилась тенденция американизации СМИ целого ряда стран, в том числе и России. Происходит это не только в результате "вторжения", но и по инициативе некоторых представителей властных структур самих государств, которые стремятся "войти в цивилизацию". При этом деятельность этих "некоторых представителей" зачастую принимает антигосударственный характер.

Американизация СМИ происходит еще и потому, что зрелищность американских телепрограмм, большие усилия психологов по их "подгонке" к запросам конкретной аудитории и удачный маркетинг делают их достаточно популярными в мире. Поэтому зрители многих стран сегодня посчитали бы себя обделенными, если бы были лишены доступа к ним.

Создание телевизионного образа как главная технология идеологической экспансии имеет разрушительные последствия для национальной культуры и для общества в целом. Происходит постепенная смена системы ценностей. Формирование стереотипа "народного героя" с максимально облегченным интеллектом и принципиально неаналитичным отношением к жизни, размахивающего кулаками или оружием, означает катастрофическое духовное обеднение и ожесточение жизни общества, упрощение ее до примитивного уровня. Это неизменно приводит к глубокому кризису самой категории ценностей в обществе, переходу от диалектического восприятия окружающей действительности к "соглашательскому".

КИНОИНДУСТРИЯ

Эффективным пропагандистским инструментарием США продолжает оставаться киноиндустрия. В последнее время американский кинопрокат подвергся серьезной идеологической "правке". В более ранних фильмах "Скала", "Сломанная стрела", "В осаде" в основу сюжета были положены насилие и терроризм, и основным источником опасности становились американские военные. В фильмах последних лет, таких как "Миротворец", "Три короля", "За линией огня" и т.п. положительные киногерои в камуфляже не только значительно подняли авторитет военнослужащих США, но и способствовали формированию лояльного отношения населения развитых стран к войне в Персидском заливе, югославскому конфликту и военной операции в Афганистане. Кроме того, в некоторых произведениях американского киноискусства прослеживается до сих пор присутствующее в США параноидальное отношение к России, движимое комплексами бывшего противника. Так, в фильме "Миротворец" главным отрицательным персонажем стал российский генерал, похитивший для продажи в "третьи" страны несколько ядерных боеголовок, а российские солдаты в эпизодах фильма похожи на клоунов. Героями ленты стали, как обычно, американцы, спасшие мир от ядерной катастрофы. Особого внимания заслуживает один из последних голливудских "шедевров" на эту тематику - "Падение черного ястреба", или в российском прокате просто "Черный ястреб". Фабула фильма имеет реальную основу: "Падение черного ястреба" - это художественное, но весьма предвзятое переосмысление режиссером Скоттом провалившейся миссии американского спецназа в Сомали в 1993 г., в результате которой погибли 19 американских солдат и около 500 сомалийцев. Создатели ленты переделали события, которые современные историки называют американской военной катастрофой, в нечто более привлекательное. В качестве героев в фильме выступают американские солдаты, при этом умалчивается тот факт, что это была война высоких технологий против людей, вооруженных одними автоматами Калашникова. Малайзийские солдаты, которые принимали непосредственное участие в операции по спасению американских военных в Сомали, и сами сомалийцы зачастую представлены в фильме либо на вторых ролях, либо совершенно карикатурно.

В настоящее время в Голливуде 55-летний Сильвестр Сталлоне работает над сценарием четвертой серии известнейшего боевика "Рэмбо" о похождениях бывшего спецназовца. Предполагается, что в новой серии "Рэмбо" супергерой отправится в Афганистан на войну с талибами. По любопытному совпадению сюжет четвертой части очень похож на сценарий предыдущей серии, в которой американец, прошедший войну во Вьетнаме, воевал на стороне афганской оппозиции против советских Вооруженных сил.

ДЕЗИНФОРМАЦИЯ

Еще одним инструментом влияния на общество является генерирование различного рода фобий, слухов и прямая дезинформация, введение потенциального противника в заблуждение. Глобальные телекоммуникационные сети и открытость информационного пространства сделали эту форму воздействия достаточно простой.

Так, например, в процессе развертывания войск коалиции в Персидском заливе, Югославии и Афганистане американское командование, широко используя СМИ, распространяло заведомо ложные сведения о характере подготовки вооруженных сил к возможным боевым действиям. По всем информационным каналам неоднократно передавались значительно завышенные цифры уже переброшенной в регион живой силы и техники, что заставляло военное командование стран-противников отказаться от нанесения превентивного удара по войскам коалиции, которые в такие моменты достаточно уязвимы.

В целях дезориентации мирового общественного мнения и в конечном итоге сокрытия от противника истинных сроков начала военных операций под контролем военного командования США образовываются специальные группы журналистов, прошедших проверку на лояльность и давших подписку о неразглашении доверительной информации. Одновременно значительно сокращается число иностранных журналистов, аккредитованных при штабах командования, а также вводится жесткая цензура на передаваемую информацию.

Активное использование СМИ в мероприятиях по дезинформации проводится также путем организации "утечек" секретных сведений и распространения "личных мнений" информированных высокопоставленных представителей американской администрации и военно-политического руководства США.

Особенно заметную роль играют СМИ в ходе проведения мероприятий по сокрытию истинного направления главного удара сил НАТО. В прессе регулярно появляются сообщения о якобы имевших место дополнительных перебросках подразделений и частей тактической, палубной и армейской авиации в интересах воздушного обеспечения предполагаемых операций. Эти специально организованные "утечки" информации преследуют определенную цель - убедить командование противника в существовании основной угрозы с ложных направлений. Например, в ходе войны в Персидском заливе телерадиокомпания Би-би-си сообщила со ссылкой на "компетентные источники", что морская пехота США захватила остров Файлака и сосредотачивается у побережья Кувейта. О результативности подобных акций свидетельствует тот факт, что иракское военное руководство приступило к активной подготовке по отражению морской десантной операции, сосредоточив в районах предполагаемой высадки по меньшей мере семь дивизий и выделив в их распоряжение значительное количество артиллерии и инженерных средств. Однако в итоге главный удар американского 7-го армейского корпуса был нанесен на сухопутном направлении в обход основной группировки ВС Ирака в Кувейте.

Беспрецедентным шагом руководства США стало создание Управления стратегического влияния, основным предназначением которого являлось проведение мероприятий по дезинформации с использованием зарубежных СМИ на Ближнем Востоке, в Азиатском регионе и Западной Европе, причем американцы даже не скрывали истинной цели создания этой структуры. Только благодаря акции ведущих мировых информационных агентств, направленной против этого, руководство США ликвидировало управление. Тем не менее официальное упразднение Управления стратегического влияния отнюдь не означает отказа США от политики информационно-идеологического прессинга мирового общественного мнения.

Таким образом, сегодня США располагают широкими и разнообразными возможностями для достижения своих геополитических целей и защиты государственных интересов посредством информационно-идеологического влияния через СМИ на мировое общественное сознание. В конечном итоге активная информационная деятельность США в Средней Азии, в Центральной Европе и в зоне Персидского залива преследует главную геополитическую цель: с помощью идеологических рычагов воздействия иметь постоянную возможность определяющим образом влиять на развитие событий в этих регионах и оправдать присутствие здесь своих военных контингентов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Пентагон готовит новую атаку на Сирию

Пентагон готовит новую атаку на Сирию

Андрей Рискин

0
3902
США берут Европу в заложники

США берут Европу в заложники

Владимир Иванов

Чем ответит Москва на ликвидацию Договора о РСМД

0
2133
Наступит ли мир  на Корейском полуострове

Наступит ли мир на Корейском полуострове

Вашингтон, Сеул и Пхеньян сплели такой клубок противоречий, что распутать его быстро не получается

0
959
Пекин переходит  в наступление

Пекин переходит в наступление

Александр Храмчихин

Китай продолжает выдавливать Россию и Индию из их традиционных зон влияния

0
2973

Другие новости

Загрузка...
24smi.org