0
1849
Газета Интернет-версия

27.05.2002 00:00:00

Захлопнет ли Россия европейскую "форточку"?

Тэги: белоруссия, сотрудничество, сша


После того как Петр Первый прорубил окно в Европу, его безответственные политические потомки сделали все для того, чтобы это окно к сегодняшнему дню почти захлопнулось. А с учетом того, что Россия окружена американскими базами (разумеется, для ее же блага), остается только одна европейская "форточка" - Белоруссия. Новый девятый вал критики, обрушивающийся на нее, лишний раз свидетельствует о западном сигнале: России "пора" сдавать и этого партнера, который виновен во всех грехах сразу. (В отличие, например, от Узбекистана и других стран СНГ, где все сразу стало "о-кей" и с правами человека, и с экономическими реформами, не говоря уже о безгрешности самих лидеров, с пониманием предоставивших США и НАТО свою территорию.) Белоруссия же по-прежнему сидит на "скамье штрафников", причем судей и обвинителей хватает не только в госдепе, но и в нашем отечестве: случай, беспрецедентный в мировой практике и международных отношениях.

Полезно задуматься над стратегическим смыслом этих обличений: готова ли российская власть "добровольно" захлопнуть свою единственную европейскую "форточку", после чего наша страна будет уже точно державой Садового кольца? С другой стороны, Европа, изолируя от большой политики Россию (а вместе с ней и Белоруссию), рискует в очередной раз резко нарушить собственный баланс стабильности, что, несомненно, приведет к новым войнам и этническим конфликтам в самой Европе. Таким образом, проблемы российско-белорусской интеграции в этом контексте имеют значение, далеко выходящее за рамки двусторонних отношений. Вот почему полезно объективно в них разобраться, чтобы ответить на вопрос, который упорно внедряется в массовое сознание: действительно ли Белоруссия "тащит назад" Россию?

Как известно, политика стремительного наскока на интеграцию между бывшими советскими республиками "по примеру ЕС" с целью создания в считанные месяцы наднациональных структур, к которым Европа шла многие десятилетия, мягко говоря, не удалась. В сложившейся ситуации решение президентов Александра Лукашенко и Бориса Ельцина о создании Сообщества Беларуси и России (1996 г.) было действительно историческим. По мнению эксперта по российско-белорусским отношениям и двусторонней интеграции, кандидата экономических наук Анатолия Рудкова, именно тогда, в отличие от СНГ, в Сообществе начался процесс формирования условий для интеграции двух государств, создания нормативной и правовой базы для интеграционных процессов. И тогда же, на ответственной стадии сближения двух государств, как считает Анатолий Рудков, сразу же появились "идеологи", готовые только что родившееся дитя выплеснуть вместе с водой. По сути, идет откровенная информационная война против Белоруссии и ее союза с Россией. Безусловно, это информационная война и против самой России, ее геополитических интересов и позиций в Европе. Один из расхожих контраргументов сводится к тому, что средства в интеграцию вкладываются немалые, а впечатляющих результатов все нет. Позволительно спросить, о каких результатах может идти речь, если нет легитимных наднациональных органов управления, чему препятствует элита и в России, и в Белоруссии. Между тем Европа интегрируется более 50 лет. Там эффективно функционируют структуры, наделенные правом принимать нормативные акты наднационального характера. "Бюджет ЕС почти в 300 раз превышает бюджет Союзного государства, - говорит Анатолий Рудков, - и только на поддержание сельского хозяйства ежегодно выделяется до 15 млрд. долл.

По оценкам специалистов, для создания условий интеграции Белоруссии и России потребуется 2,5-3,0 млрд. долл. Имеется в виду образование наднациональных органов управления, формирование законодательства по осуществлению единой структурной, торговой, таможенной, тарифной и социальной политики. Только после этого, при должном финансировании совместных программ и проектов, можно будет говорить о реальной интеграции как о факторе построения экономически стабильного, социально ориентированного государства с конкурентоспособной экономикой. Возможно ли это? Да. Тормозит процесс в основном российская элита, изобретая различные штампы под видом реальных проблем. В частности, Белоруссии постоянно отводится роль нахлебника - и эти псевдоаргументы идут в ход уже в течение нескольких лет. Напомним, что Республика Беларусь всегда, в том числе и во времена СССР, была республикой с высокотехнологичной промышленностью и высокоразвитым сельским хозяйством. Она и сегодня по некоторым базовым показателям социально-экономического развития опережает Россию.

А вот чему действительно полезно поучиться у ЕС, так это его отношению к новым партнерам, даже к откровенно слабым. "Судите сами, - говорит Анатолий Рудков, - среднедушевой доход в странах - кандидатах на вступление составляет лишь 38% от среднеевропейского, а приносят они с собой свыше 200 млрд. долл. неоплаченного внешнего долга! И при этом никто и нигде не говорит об этих государствах как о нахлебниках, ибо в ЕС понимают, что интеграция это не сиюминутный, а объективный процесс стратегического направления". Почему же мы напрочь лишены этого понимания? И почему тогда мы считаемся "союзниками"?

В арсенале информационной войны против Белоруссии применяется еще один испытанный аргумент: Белоруссия "не готова" к интеграции. При этом намеренно в одну кучу сваливается все: разная продвинутость двух государств по пути рыночных реформ, отношение Запада к Белоруссии и ее президенту, постоянные демарши белорусской оппозиции, где нет настоящего лидера и соперника Александру Лукашенко, и т.п. Напомним, что в Союзе объединяются два государства, народно-хозяйственные комплексы которых соединены, как и прежде, тысячами кооперационных связей. Строго говоря, в экономическом плане Белоруссия никуда не уходила, ее промышленность, сельское хозяйство ориентированы на российский рынок. Просто белорусы, наблюдая за Россией, трезво оценили свои возможности - и пытаются удержать на плаву свою экономику в бушующей рыночной стихии. Белорусы, видя перед глазами неутешительный пример России, своевременно оценили возможные последствия полностью не контролируемого рынка, а потому включили все имеющиеся компенсирующие механизмы, чтобы проводить сбалансированную социальную политику, обеспечивая равномерное развитие своих территориальных образований. И им это удается. По крайней мере, мы ничего не знаем о враждебности, скажем, Витебской или Гомельской областей к Минску, о противостоянии регионов Центру и о многих других, чисто российских реалиях.

Разумеется, Белоруссия - далеко не идеальная страна. Одна из серьезных здесь проблем - отсутствие нормального диалога между властью и средним бизнесом, что подрывает и бюджетные, и социальные основы государства, а власти создает отрицательный имидж и в России, и в европейских странах. Прямолинейно понимаемая Александром Лукашенко "борьба с жульем", отсутствие гибких правил игры на белорусском рынке, стремление "комиссара интеграции" лишить средний бизнес какого-либо дохода (что противоречит самой природе бизнеса) - все это чревато нестабильностью внутри самой Республики Беларусь. И если президент Лукашенко проявляет себя в других сферах как динамичный лидер, то, может быть, пора ему задуматься над тем, что средний и мелкий бизнес - это не "враг народа", не сплошь "ворье и жулье", что с ним нужен партнерский диалог и создание нормальных условий для его развития.

Российско-белорусская интеграция, несмотря на проблемы роста, необходима для наших стран по многим причинам, в том числе и по причине геополитической выживаемости. И в этом контексте совершенно неважно, нравится кому-то Александр Лукашенко или нет - речь идет о том, заставят ли Россию захлопнуть единственную европейскую "форточку" или она проявит ради самосохранения должную строптивость. Хотелось бы верить в реальность второго варианта, хотя не покидает ощущение, что Союзное государство мы строим сегодня не с Белоруссией, а с Соединенными Штатами Америки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
201
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1220
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1711
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1245

Другие новости