0
1882
Газета Интернет-версия

07.04.2003 00:00:00

Дракон на перепутье

Сергей Лузянин

Об авторе: Сергей Геннадьевич Лузянин - доктор исторических наук, профессор МГИМО, президент Фонда поддержки востоковедческих исследований.

Тэги: китай, экономика, вто


Новое руководство Китая всерьез озабочено экономическими проблемами страны. Недавно избранный премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао на закрытой встрече с группой делегатов Всекитайского Собрания Народных Представителей (ВСНП) сообщил о пяти серьезных экономических проблемах, которые придется решать новому китайскому правительству. Среди них он назвал состояние сельского хозяйства, проблему малой эффективности государственных предприятий, растущую безработицу, расширение разрыва между уровнями экономического развития западных и восточных районов страны, а также вопрос о "плохих" займах государственных банков. Премьер подчеркнул, что в число приоритетных задач также входят сохранение нынешних темпов развития, открытие страны для внешнего мира и проявление осторожности при радикализации реформ.

Что таится между строк

Как обычно бывает в Китае, за сказанным остается много недосказанного. О чем умолчал премьер? Во-первых, о реальной угрозе развития процесса так называемого перегрева китайской экономики. Во-вторых, о негативных последствиях для производства и внутреннего рынка Китая завершения в 2005 году периода льготных импортных тарифов, связанного со вступлением в ВТО.

В российском и международном общественном мнении сложился достаточно устойчивый образ Китая-"чемпиона", бьющего в последние 20 лет все мыслимые и немыслимые рекорды экономического развития. По большому счету это соответствует действительности. Китай имел и имеет самые высокие темпы прироста ВВП: в 1990-е годы - 12,5% в год, а в последние 5 лет - 7,7%. В 2002 году он вышел на пятое место в мире по годовому объему ВВП (1,2 триллиона долл.), на третью позицию по обороту внешней торговли (свыше 500 млрд. долл.) и по валютным резервам (286 млрд. долл.). В стране говорят о создании общества средней зажиточности ("сяо кан"), то есть о решении социальных проблем.

В сфере международного экономического сотрудничества КНР намерена организовать некую азиатскую "ВТО" по схеме АСЕАН + 3 (Китай, Южная Корея, Япония). С легкой руки известных китайских экономистов Линь Ифу, Цай Фана и Ли Чжоу в мире всерьез обсуждают теорию "китайского экономического чуда".

С другой стороны, и об этом говорится значительно меньше, китайская экономика, как и всякая другая, не развивается исключительно по восходящей линии. Она также подвержена кризисам и спадам. К настоящему времени Китай пережил уже четыре этапа "перегрева" экономики - в 1980, 1984, 1988 и 1994 гг. Примечательно, что каждый последующий этап был более сложным и глубоким, чем предыдущий. Однако радикальные меры правительства до сих пор позволяли довольно успешно выводить экономику из "штопора" на основе разработанной профессором Лю Гогуаном методики так называемой мягкой посадки.

Тем не менее сама цикличность развития экономики, резкие перепады прироста ВВП (с 13-15% на пике до 3-4% на спаде), растущий дефицит бюджета (свыше 40 млрд. долл. в 2002 году), дефляция, колоссальная безработица (свыше 150 млн. "лишних" рабочих рук), "аритмия" в потреблении энергоресурсов (например, в 2002 году этот показатель упал на 5%), низкий уровень ВВП на душу населения (в 40 раз меньший, чем в США, и в 30 раз - чем в Германии) - все это весьма тревожит специалистов, тем более что сегодня Китай как раз находится в стадии очередного цикла и никто не может гарантировать "мягкость посадки" на этот раз.

Алгоритм функционирования китайской экономики выглядит примерно так: "рост" - "неконтролируемый хаос" - "жесткое торможение" - "спад". "Перегрев" возникает на этапе перехода от "роста" к стадии "неконтролируемого хаоса". Высокие темпы роста экономики неизбежно требуют повышенного напряжения в обслуживании этих темпов, особых усилий по их поддержанию. Кроме того, "перегрев" вызывается и другими причинами - нестыковкой хозяйственных интересов субъектов на микро- и макроуровнях, искусственно заниженным курсом национальной валюты, отсутствием механизма рыночных цен на энергоносители, сырье, транспорт и др.

Не хвали ВТО, пока не вкусил ее прелестей

Глубинная же причина кроется, видимо, в самой стратегии "сравнительных преимуществ", которой придерживается Китай. Она, несмотря на колоссальную пользу, уже принесенную Китаю, естественно, имеет и ряд "узких мест". В свое время эта концепция успешно применялась четырьмя "азиатскими драконами" (Сингапур, Тайвань, Гонконг, Южная Корея), сменив не оправдавшую себя в "третьем мире" стратегию "догоняющего развития", однако в сложнейших условиях огромного Китая она далеко не всегда доказывает свою адекватность.

Другая проблема, перед которой стоит экономика КНР, это необходимость полной либерализации и открытия внутренних рынков для иностранных партнеров - относится к разряду внешних, хотя и оказывает непосредственное влияние на внутренние экономические процессы. Эта проблема связана со вступлением КНР в ВТО в 2001 году. Существует миф о том, что якобы Китай за период реформ через "свободные экономические зоны" и привлечение огромных капиталовложений (35-40 млрд. долл. в год) открыл свой рынок Западу. Ситуация скорее обратная - Запад полностью открылся Китаю. Не секрет, что больше половины прироста ВВП КНР происходило за счет колоссального роста китайского экспорта на распахнувшиеся для него рынки США, ЕС, Японии и других стран. Только с США Китай имеет положительное торговое сальдо в 60 млрд. долл.

После 2005 года ситуация в этом плане радикально изменится. Например, китайские импортные тарифы, в частности, для американских товаров будут снижены с 25% до 9%, а пошлины на сельскохозяйственную продукцию - с 31% до 14%. Понятно, что это, в свою очередь, качественно изменит положение в экономике КНР, в том числе в негативном для местного производителя плане. В самом простом виде это аргументируется тем, что резко возрастет конкуренция китайских и иностранных товаров на внутреннем рынке КНР. Отсюда - падение доходов в производственном секторе, которое приведет к сужению его экспортных возможностей. Уже сегодня говорят о замедлении роста китайского экспорта до 5% в год, снижении доходов в бюджет, возможности разорения предприятий и целых отраслей.

Кроме того, либерализация внутреннего рынка, то есть повышение его доступности для внешнего производителя согласно условиям ВТО, обострит и без того сложную проблему эффективности госпредприятий. В Китае признают, что сегодня на госпредприятиях сфокусировано две трети промышленного капитала и 70% банковских кредитов, в то время как на их долю приходится только половина валового промышленного производства страны. Что касается "плохих" долгов (возврат которых - полностью или частично - нереален), то на ссуды безнадежным заемщикам в Китае приходится 40% от всех выданных банками кредитов.

Беспокойное соседство

Из всего сказанного вытекает главный вопрос - что ждет экономику Китая в обозримом будущем? Откажемся от крайностей в соответствующих оценках и не будем предрекать ни новых победных рывков в развитии китайского национального хозяйства, ни полного "коллапса" последнего. Реальность, видимо, изберет срединный путь: время рекордов для Китая закончилось, впереди у него продолжительная, болезненная фаза перестройки структуры национального хозяйства и приспособления к мировому рынку. И насколько успешно эта фаза может завершиться - покажет время.

Возникает еще один, для нас еще более важный, вопрос - как китайские экономические пертурбации могут сказаться на положении России? По всей видимости, крайности в развитии экономики страны-соседа для нашей страны одинаково невыгодны и даже опасны. Превращение КНР в экономическую сверхдержаву может поставить нас в позицию ее ресурсного придатка на долгие годы. Сегодня по объему промышленного производства Китай уже опережает Россию в пять раз! Будущее партнерство по ВТО усилит дисбаланс по многим позициям. Причем политические механизмы в рамках долговременного стратегического партнерства, провозглашенного обеими сторонами, при всей риторике о "равенстве" и "взаимовыгодном сотрудничестве" все равно не способны предотвратить обретения Россией неофициальной роли "младшего брата".

Негативный же вариант экономических эволюций в Китае - вход страны в жесткий кризис - грозит неконтролируемой миграцией на российские земли сотен миллионов китайцев, при которой нынешнее разрастание китайской диаспоры в Сибири и на Дальнем Востоке покажется пустяком. Если же развитие ситуации пойдет по умеренному пути, что наиболее вероятно, то у нас есть основание смотреть на перспективы российско-китайского экономического партнерства с оптимизмом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
826
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1104
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
874
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
714

Другие новости