0
1350
Газета Интернет-версия

26.05.2003 00:00:00

На пути к "азиатскому НАТО"

Сергей Лузянин

Об авторе: Сергей Геннадьевич Лузянин - доктор исторических наук, профессор МГИМО(У) МИД РФ, президент Фонда поддержки востоковедческих исследований.

Тэги: шос, саммит, москва, перспективы


Юбилейные торжества в Петербурге определили место проведения открывающегося на этой неделе саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Его участники встретятся в Москве, хотя ранее планировали пообщаться в Алма-Ате. Ведь с 1 января 2003 года в ШОС председательствует Казахстан.

Главные вопросы, стоящие перед ШОС: как повлияла война в Ираке на организацию и превратится ли нынешний политический клуб из шести государств в ближайшее время в полноценную международную структуру?

Иракская операция выявила противоречия во внешней политике членов ШОС. Россия и Китай, как известно, были категорически против войны, Таджикистан, Казахстан, Киргизия воздержались, заявив о нейтралитете в "рамках поддержки международного права", а Узбекистан выразил безоговорочную и полную поддержку военных действий США. После Ирака российские парламентарии, так же как и их коллеги в Китае и Таджикистане, наконец-то ратифицировали хартию (устав) ШОС, до чего еще не дошли законодатели Узбекистана, Киргизии и Казахстана.

Проблема статуса ШОС прежде всего связана с китайским видением этой организации в геополитическом контексте. Организация уникальна для Китая, который не может вступать в какие-либо военно-политические союзы или альянсы. И хотя ШОС в строгом смысле не является таким блоком, это единственная коллективная структура, для которой в Пекине сделано исключение. Причем Китай в этой организации не просто участник, а основной ее организатор.

После американского "прорыва" в Центральной Азии и создания там военных баз ШОС воспринимается Пекином и Москвой не только как организация, направленная против "трех зол" (международного терроризма, религиозного экстремизма и национального сепаратизма), но и как один из возможных будущих "полюсов" мира. В основе этого прогноза лежат ядерная мощь двух ее участников (России и Китая), 61% территории Евразии, четвертая часть населения земли, растущий китайский экономический потенциал.

Превращение ШОС в полноценную международную организацию делает возможными повышение ее функционального статуса, выход на вопросы глобальной безопасности и разоружения, в частности, борьбы против распространения ядерного, химического и биологического оружия. Не случайно интерес к этой организации проявляют ООН, АСЕАН, ОБСЕ, ЕС и др. При реализации такого сценария она вполне может стать одним из инструментов решения различных конфликтов от Ближнего Востока до Корейского полуострова, некоей альтернативой американской силовой методике.

Вместе с тем существует ряд острых вопросов развития ШОС, которые не попадают в официальные итоговые документы, но от их решения зависит судьба организации: будущий состав участников, стратегия развития и особая позиция Узбекистана.

Круг новых возможных членов довольно широк: Индия, Пакистан, Иран, Монголия, Южная Корея, Туркменистан. Официальные заявки Пакистана, а затем и Индии были отклонены. Объяснялось это отсутствием у ШОС "ряда уставных документов о механизме вступления". За этой якобы бюрократической недоработкой кроется, возможно, определенная стратегическая установка. Поскольку в потенциальную группу будущих участников входят государства различных политических ориентаций, руководство ШОС стоит перед дилеммой - либо развивать ее как открытую, либеральную (проамериканскую) организацию с широким составом участников, либо сохранить нынешний полузакрытый российско-китайский формат.

На сегодняшний день четко просматривается последний сценарий дальнейшего развития ШОС. Причем, чтобы сгладить острые углы данной проблемы, в недрах ШОС родился документ, в котором обозначено три уровня участия: постоянное членство, партнерство по отдельным проектам и статус наблюдателя. Видимо, дальнейшее сотрудничество организации с различными государствами будет развиваться исключительно на втором и третьем уровнях взаимодействия.

Стратегия развития ШОС - сближение с Организацией ДКБ СНГ по борьбе с терроризмом, экстремизмом, наркотрафиком и создание военно-политической альтернативы НАТО в Центральной Азии. Последнее официально не декларируется, но подразумевается.

Новая задача ШОС - усиление ее роли и влияния в региональной интеграции. В Пекине и Москве осознают, что американские военные базы - лишь начало большого политического проекта США в Центральной Азии. Конечная цель - модернизация центральноазиатского пространства по американскому сценарию. Россия пытается предпринимать контрмеры. Существуют ЕврАзЭС, Объединение региональной интеграции (Россия-Украина-Белоруссия-Казахстан), создается крупная военная база в Таджикистане. Но экономическое влияние ШОС минимально. Чтобы изменить ситуацию, необходим единый российско-китайский финансовый и инвестиционный проект, началом которого могло бы стать, например, создание Центральноазиатского банка развития как самостоятельного направления деятельности ШОС.

Дискуссионный пункт повестки - ШОС как регулятор внутренних противоречий и конфликтов между странами Центральной Азии. Представление о том, что в рамках центральноазиатских стран складывается единое интеграционное поле, - из области мифологии. Ситуация скорее обратная. В политическом, экономическом, демаркационном и ресурсном отношениях в системе отношений Узбекистан-Казахстан-Таджикистан-Киргизия накопился значительный конфликтный потенциал, который усиливается на фоне острого внутреннего соперничества за лидерство в регионе между Узбекистаном и Казахстаном. Так, в 1999 году, после вступления Киргизии в ВТО, Астана и Бишкек вели таможенно-тарифную войну, число спорных участков на таджикско-узбекской границе достигает 700, а на киргизско-узбекской -140.

Притягательность американского либерального сценария модернизации для Центральной Азии также является большим заблуждением. Центральноазиатские правительства с удовольствием берут и будут брать деньги и гуманитарную помощь от Запада, но они вряд ли добровольно пойдут на демонтаж существующих авторитарных режимов и строительство "гражданских обществ" с соответствующим набором демократических свобод и западных стандартов. Подобный вариант предполагает смену правящих элит на азиатском постсоветском пространстве. В отличие от Запада Россия и Китай заявляют о своем "невмешательстве во внутренние дела" стран Центральной Азии и говорят о понимании прав человека на Востоке с местной спецификой, предлагая в качестве ориентира развития китайский вариант. Последний чрезвычайно импонирует азиатским правителям, и не исключено, что именно на этой волне о своем интересе к ШОС в ближайшее время просигнализирует и "великий вождь" туркменского народа Сапармурат Ниязов.

И последнее. Похоже, что в "шанхайской шестерке" назревает "узбекское дело". Узбекистан не явился на последнее, апрельское, совещание министров иностранных дел ШОС в Алма-Ате (СМИД), мотивируя это занятостью военной программой НАТО ("Партнерство во имя мира"), и единственный не подписал резолюцию СМИДа о передаче ООН центральной роли в обустройстве Ирака. Одновременно Ислам Каримов договорился с Джорджем Бушем о статусе американских баз на территории Узбекистана как основных в регионе. Узбекистан, как известно, не является членом Организации ДКБ СНГ и ЕврАзЭС.

Из всего этого складывается особая роль Узбекистана в ШОС, на что и делают ставку США. Вполне можно предположить, что как только в процессе сближения ШОС и ОДКБ СНГ обозначатся реальные контуры нового "азиатского НАТО", Ислам Каримов выведет Узбекистан из организации. Так, уже сегодня он демонстрирует свой особый взгляд на безопасность в Центральной Азии, более близкий к подходам Грузии, Украины, Азербайджана и Турции, чем партнеров по "шанхайской шестерке".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
801
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
1322
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
1394
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
1189

Другие новости