0
2057
Газета Интернет-версия

23.06.2003 00:00:00

Антитеррористический фронт на реке Аргун

Тэги: дшмг, граница, чечня, грузия, аргун


На край земли - туда, где кончается Россия и начинается Грузия, - из Москвы можно добраться всего за три с половиной часа лету: три - "бортом" до Владикавказа и 30 минут на пограничной "вертушке" Ми-8 до местечка Тусхорой, где базируется Аргунский (бывший Итум-Калинский) пограничный отряд. Палаточный городок отряда действительно располагается на краю земли - на небольшом покатом плато, которое резко обрывается и образует глубокое ущелье, по которому несется река Аргун. На противоположной стороне сразу вздымаются увенчанные снежными шапками горы, за ними - Грузия. А рубеж чеченского участка государственной границы между двумя странами - главный фронт, где Россия противостоит международному терроризму в лице чеченских боевиков и помогающих им наемников из стран Ближнего Востока и Запада. Всех их пограничники называют "чехами" (как некогда афганских душманов называли "духами") и относятся к ним как к кровным врагам России.

"Дух России" здесь вообще очень выразителен. Во многих офицерских палатках - вырезанные из периодики государственные флаги, гербы, портреты Путина и прочая "кустарная" символика. Солдат Сергей Логачев, отправляя домой письмо, красиво вырисовывает цветными ручками на конверте российский триколор; лейтенант десантно-штурмовой маневренной группы (ДШМГ) хабаровчанин и молдаванин Виктор Бордей с гордостью показал мне флаг настоящий, который, уезжая по ротации кадров "на материк", подарил ему армеец-разведчик, кавалер ордена Мужества и медали "За охрану Государственной границы" старший лейтенант Евгений (фамилию его Виктор забыл), на флаге надпись, сделанная рукой орденоносца: "ЛЮБЛЮ. Россия, любовь моя. Путь здохнут (так написано. - "НГ") все, кто нас не любит!".

12 июня, в День России, в нескольких палатках-казармах молодым сержантам, прибывшим в часть после полугодовой учебы в учебных подразделениях, офицеры прокрутили документально-кровавый фильм о злодеяниях "чехов", боевиками же и смонтированный. "Это делается не по команде, - объяснил мне начальник отряда полковник Иван Агеенко. - Но это один из элементов психологической подготовки, столь же необходимой для солдата, как подготовка физическая, горная или огневая. Солдат-аргунец должен не бояться крови и знать, с каким врагом он воюет".

Солдаты и офицеры Аргунского погранотряда воюют еще и с Богом в сердце. Крестики на груди, особенно у тех, которые здесь служат давно, я видел у очень и очень многих. "Когда после учебки меня отпустили на несколько дней домой, - рассказал мне сержант Николай, - мать, узнав, что я еду на чеченскую границу, крестила меня". Солдат-тувинец идет в горы "на боевиков" со своей верой - на груди у него на цепочке красивый кулон: с одной стороны - "мой далай-лама", с другой - "это наш Бог". Тувинцы, в гражданской жизни охотники, служат в отряде снайперами. Есть и мусульмане, из татар. Недалеко от плаца - центральной части городка отряда - стоит выложенная из камня большая мечеть, оставшаяся от того времени, когда здесь располагалась база Хаттаба. Ее не трогали, не пытались сбить блестящий златом полумесяц с купола, разве что разобрали на хозяйственные нужды и дрова потолок молельного зала. Майор Эльдар, татарин родом из Оренбурга, заметил, что "все равно бы в таком храме никто не молился, раз в нем вершили свои религиозные дела боевики". Кстати, рядом с мечетью находится и кладбище, где под неровными плоскими камнями лежат убитые в те годы бандиты.

В горах же за живыми "чехами" следят с величайшей пристальностью. Пограничная разведка знает, чем они занимаются на территории Грузии. В настоящий момент, например, по словам полковника Агеенко, "боевики готовятся к непосредственному проникновению на территорию Российской Федерации". Поэтому едва ли не каждый день в любую погоду к российско-грузинской границе в горы на различные направления и расстояния уходят ДШМГ. За плечами у каждого командира или солдата - рюкзак килограммов под 30 - 40, самое ценное в котором - боезапас. Случись крупная банда, как это было летом прошлого года в ущелье Кериго, час-другой-третий придется вести бой ограниченными силами до подхода подкрепления.

На грузинскую погранохрану российские пограничники-рейдовики в плане помощи вообще не возлагают никаких надежд. "В лучшем случае, - сказал "НГ" один из офицеров, - грузины могут предоставить нам кое-какую информацию, но сами в бой с бандитами никогда не вступят. А если вступят, то те их перестреляют, как куропаток, потому что подготовки у грузин - никакой. Да и боеприпасов у них два патрона на пять человек..."

Трудно судить, откуда у этого офицера такая осведомленность о коллегах на сопредельной территории, но весь опыт российско-грузинского пограничного сотрудничества на чеченском направлении только подтверждает его утверждения.

Российское же усиление на данном участке сомнению не поддается. Недавно тут даже начал действовать отряд особого назначения ("НГ" уже рассказывала об этом). Хотя само государство в деле обеспечения своего аванпоста на главном рубеже борьбы с международным терроризмом явно недорабатывает. В полной мере поставляя "зеленым фуражкам" оружие, "основную" технику и вооружение, оно не обеспечивает их "мелочами", скажем, тем же горным снаряжением, удобными ботинками для лазания по скалам. Поэтому дело здесь не только в пресловутом недофинансировании. Благо в России, в частности в Московской области, есть уже понимание того, что "чеченская граница" давно проходит по рубежам, находящимся за многие тысячи километров от Аргунского ущелья. Достаточно вспомнить "Норд-Ост". Корреспондент "НГ", работая в отряде, стал свидетелем того, как испытывали буровое оборудование для прокладки дорог, доставленное лично главой города Звенигорода Леонидом Ставицким. Двумя неделями раньше звенигородский мэр, сам дорожник, в составе делегации побывал в отряде и был поражен, увидев, как солдаты прокладывают к заставам пути в горах┘ ломами. И дал слово помочь. Еще раньше помощь отряду оказал глава Одинцовского района Подмосковья Александр Гладышев, доставив на место полевой госпиталь, строительные материалы и средства связи, в частности более 70 радиостанций "Motorola", благодаря которым в боях на реке Кериго были спасены жизни многих пограничников. Эта станция весит до 500 граммов - против 6-килограммового штатного аналога┘

Да и сам палаточный городок, который существует уже четыре года, производит впечатление временного присутствия здесь России, вроде как пограничники скоро свернутся. Кстати сказать, и на местных жителей это производит то же впечатление, и отчасти поэтому они помогают боевикам информацией, продовольствием, проводниками по перевалам... Между тем тот же звенигородец Ставицкий готов на средства спонсоров города построить одну новую заставу в горах - чтобы люди не в палатках жили, а в нормальных стационарных условиях. "Слово теперь за ФПС, - сказал он "НГ". - Согласится руководство - будет застава..." Руководство-то, конечно, согласится. Но государственный подход к делу охраны Аргунского рубежа должен преобладать не только на уровне районных мэров.

Аргунское ущелье - Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
174
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1202
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1673
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1224

Другие новости