0
1565
Газета Интернет-версия

23.06.2003 00:00:00

Экономика Старого Света нуждается в реформах

Владимир Гутник

Об авторе: Владимир Петрович Гутник - глава Центра европейских исследований ИМЭМО РАН, доктор экономических наук.

Тэги: ес, реформа, экономика


Пятница, 13-е, - день, который уже называют счастливым и историческим: 13 июня Конвент после долгих и острых дискуссий все же сумел представить компромиссный вариант Конституции объединенной Европы, по которой через несколько лет будут жить 25 стран - членов ЕС. Но успех будет зависеть прежде всего от того, как здесь пойдут дела в экономике и в социальной сфере.

Уже очевидно, что быстро и безболезненно выбраться из затягивающейся стагнации западноевропейским странам не удастся. ЕЦБ понизил прогноз экономического роста в Еврозоне в нынешнем году до максимум 1% (минимальная же оценка 0,4%). А ведь в начале года ожидалось, что экономика стран Экономического и валютного союза (ЭВС) вырастет на 1,5%, в следующем же году - почти на 3%. Теперь даже на 2004 г. оптимистические проектировки остаются в пределах 1,1-2,1%. Надо сказать, что и другие международные организации (Еврокомиссия, МВФ, ОЭСР) дают почти такие же прогнозы: около 1% в нынешнем году и 2-2,4% - в будущем.

После того как по результатам I квартала Евростат показал фактическую стагнацию в странах ЭВС (рост ВВП составил всего 0,1%, причем в ФРГ, Италии и Нидерландах произошло абсолютное сокращение объема производства), даже такие оценки кажутся завышенными.

Ясно, что для кардинального решения проблем экономического роста нужны глубокие и эффективные реформы, позволяющие заметно повысить конкурентоспособность европейской экономики. Но такие реформы нельзя провести быстро, а что-то предпринимать для преодоления стагнации необходимо уже сейчас. Поэтому и политики и эксперты думают не только о реформах, но и о том, как бы побыстрее завести мотор европейской экономики.

Но с предложениями пока негусто. Традиционное требование к ЕЦБ снизить ведущую процентную ставку уже давно в арсенале почти всех политиков. К счастью, ЕЦБ перенял у немецкого Бундесбанка принцип независимости от указаний правительства и пока слабо поддается на уговоры. Ведь главной целью для ЕЦБ является не экономический рост или, скажем, снижение безработицы, а стабильная ценность единой денежной единицы - евро. Тем не менее, учитывая уменьшение и без того низких темпов роста цен (после 2,3% в прошлом году в нынешнем она составит 1,8-2,2%, а в следующем прогнозируется на уровне 0,7-1,9%), евробанкиры все же ставку рефинансирования постепенно снижают, видимо, не без возрастающего давления правительств стран Еврозоны. Еще в марте она составила 2,5%, а в начале июня побила и этот рекорд, достигнув в этих странах самого низкого уровня за весь период после 1945 г. - 2%.

Однако ожидаемый рост не наступает, более того, ситуация в начале нынешнего года представляется едва ли не хуже, чем в конце прошлого. Очевидно, дело не только в дорогих деньгах, и одним лишь снижением процентных ставок стимулировать деловую активность не удастся. Предпринимательские ожидания остаются пессимистическими, поэтому нужны новые сильные импульсы для оживления конъюнктуры.

Поэтому в последнее время стали появляться новые идеи. Одна из них, нацеленная на повышение конкурентоспособности ЕС, разрабатывается в Италии, которая с 1 июля будет председательствовать в союзе. Предлагается ряд проектов в сфере общеевропейской инфраструктуры, в решении энергетических проблем. Все это, разумеется, требует дополнительных финансовых средств, и, чтобы их долго не искать, предлагается выйти за пределы маастрихтских критериев - увеличить дефициты государственных бюджетов, но не учитывать это проектное финансирование при оценке состояния госфинансов. Иначе, по словам итальянского министра промышленности Антонио Марцано, "долгосрочная стратегия всегда будет разбиваться о краткосрочные бюджетные цели".

Министры финансов стран Еврозоны в поисках решения пришли к мысли о выпуске займа на несколько миллиардов (до 1% ВВП стран Еврозоны), чтобы финансировать государственные инвестиции и тем самым форсировать экономический рост. При этом вроде бы не нарушается Пакт стабильности и роста, не допускающий значительного дефицита госбюджета. Впрочем, всем понятно, что государственный долг при этом растет. Не придется ли покрывать его повышением налогов, что опять сведет на нет попытки создать в ЕС благоприятную предпринимательскую среду?

Все же эксперты ожидают повышения темпов роста к концу 2003 года. Но многое зависит от того, будут ли реформы в налоговой и социальной сферах достаточно скорыми и глубокими, чтобы изменить настроения предпринимателей и стимулировать их деловую активность. Не последнюю роль в стимулировании европейской экономики играет хозяйственная ситуация в США и в мировой экономике в целом. Ведь экспорт был и остается одним из основных двигателей экономического роста в Европе.

Правда, росту экспорта мешает укрепление евро, и поэтому ряд экспертов, не желающих, видимо, нового витка обесценения европейской валюты, утверждают, что основой нового подъема в странах ЭВС станет не экспорт, а внутренний спрос. Но симптомов роста последнего пока не наблюдается. А вот экспорт растет, несмотря на длительное повышение курса евро. Если в этом году европейский экспорт увеличится примерно на 1,5%, то в будущем прогнозируется его рост на 3-6%. Ожидаемый подъем спроса на мировых рынках с лихвой перекроет негативное влияние сильного евро. Поэтому, очевидно, нет оснований настаивать на определенном искусственном обесценении евро, ведь его курс пока находится в рамках, определяемых покупательной способностью доллара и евро, и не отклоняется от тренда последнего десятилетия.

Но, может быть, европейским странам и не нужны высокие темпы роста и достигнутый уровень социально-экономического развития позволяет им ограничиться столь скромным повышением общественного продукта? Главным аргументом против низких темпов роста является высокая и устойчивая безработица. Никакие реформы на рынке труда не помогут ее снизить, если не произойдет конъюнктурного оживления. Кроме того, высокоразвитая и чрезмерно дорогая социальная система в ЕС просто рухнет, если объемы социальных взносов не будут увеличиваться. Ее реформирование окажется особенно болезненным, если будет происходить в условиях развала. Расширение интеграционной группировки лучше проводить на фоне экономического роста - это облегчит адаптацию с обеих сторон и создаст благоприятный психологический фон для общественного восприятия расширенного ЕС.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
786
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1035
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
835
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
680

Другие новости