0
10009
Газета Интернет-версия

13.04.2015 00:01:00

Почему не будет новой холодной войны

Мэтью Рожански

Об авторе: Мэтью Рожански – директор Института Кеннана в Центре Вильсона в Вашингтоне. Рэйчел С. Зальцман – докторант Института перспективных международных исследований Джонса Хопкинса.

Тэги: украина, конфликт, кризис, россия, запад, холодная война, санкции, социальные сети


украина, конфликт, кризис, россия, запад, холодная война, санкции, социальные сети Сергей Лавров и Джон Керри стараются поддерживать интенсивный российско-американский диалог. Фото Reuters

В результате продолжающегося в Украине кризиса стали модными разговоры о новой холодной войне. Даже эксперты, изучавшие Советский Союз и Россию от истоков политики взаимного гарантированного уничтожения и разрядки до падения коммунизма, теперь говорят, что пройдут десятилетия, прежде чем Россия и Запад восстановят нормальные отношения. Мы с этим не согласны.

Разговоры о новой холодной войне ведутся примерно в таком ключе: вторжение Владимира Путина в Украину было непростительным нарушением системы европейской безопасности и международного права, которое будет настолько отравлять отношения России с Соединенными Штатами и Европой, что перечеркнет все надежды на сближение. Основой официальной идеологии своего режима Путин намерен сделать неуважение к западным ценностям и особенно антиамериканизм. Более того, он уже успешно промыл мозги молодому поколению россиян. В обозримом будущем мы в лучшем случае достигнем ограниченных соглашений по вопросам контроля над вооружениями, и то только потому, что без них мы рискуем уничтожить друг друга и весь мир. Это уже холодная война, за которой снова последует разрядка.

Отношения между Россией и Западом действительно стали очень напряженными, и причина этой напряженности – главным образом катастрофическая ситуация в Украине – вряд ли исчезнет в ближайшее время. Однако мы считаем, что разговоры о новой холодной войне не отражают отношение к этому вопросу ни России, ни Запада, особенно с точки зрения поколения, которое выросло уже после распада Советского Союза и окончания первой холодной войны.

Как представители этого поколения в Соединенных Штатах с опытом в сфере неофициальной дипломатии, с возможностью жить и работать в России, мы считаем ошибочным рассматривать текущий конфликт через призму предыдущего. Заявления о новой холодной войне появились преждевременно, и данное клише здесь неуместно.

В геополитическом плане существуют четкие различия между холодной войной и нынешним конфликтом: сейчас отсутствует глобальное идеологическое противостояние; напряженность на постсоветском пространстве превалирует над напряженностью в других регионах; в последнее время намного выросла относительная мощь незападных стран (Китай, Индия, Бразилия и др.), которые до сих пор не приняли чью-либо сторону. Как уже отмечали другие авторы, такие различия не исключают возможности возобновления холодной войны в отношениях между Соединенными Штатами и Россией со значительными побочными эффектами для Европы и других регионов.

Тем не менее современную ситуацию отличает от холодной войны второй половины ХХ века то, что сейчас мы имеем совершенно новые межличностные отношения. Это обстоятельство не позволяет считать нынешний конфликт новой холодной войной.

В отличие от железного занавеса взаимной вражды и недоверия между Востоком и Западом сегодня русские и американцы могут в большинстве случаев свободно ездить друг к другу в гости, общаться и находить общий язык при решении самых сложных проблем, опираясь на диалог и взаимное уважение. Во время недавних поездок в Москву каждый из нас встречался с российскими экспертами на всех уровнях, которые были открыты для диалога; а также с молодым поколением, которое охотно делится полезным и глубоким анализом событий в России, Украине и отношений России с Западом.

Просим учесть, что «полезный и глубокий» – это не эвфемизм для «прозападный». Как и в других странах, новое поколение российских экспертов отличается широким диапазоном мнений. Эти люди профессиональны, умны и готовы сотрудничать с американцами, даже если это и не ведет к немедленному согласию. Они также готовы (все еще) говорить открыто и под запись, не опасаясь официальных последствий, что разительно отличается от того времени, когда даже банальный разговор с иностранцами был чреват осложнениями и откровенными рисками.

Благодаря Интернету и международной голосовой связи нам очень легко продолжать диалог, о чем во времена холодной войны никто не мог и мечтать. 

Через социальные сети мы можем ежедневно и даже ежечасно обмениваться сообщениями и ссылками с нашими российскими друзьями и коллегами. И это не просто клише об Интернете, который делает мир меньше. В социальных сетях Facebook и Twitter мы видим, как наши российские коллеги обсуждают американцев между собой, со своими друзьями. Но это также означает, что и мы, и они видим наших детей и наши семьи на отдыхе, мы видим, как мы отмечаем дни рождения. Поэтому наши отношения с российскими коллегами гораздо глубже и многограннее, чем отношения между предыдущим поколением американцев и россиян.

Это все к лучшему. Да, сам по себе такой диалог не может поставить точку в нынешнем конфликте, но он помогает уменьшить напряженность и приближает окончание конфликта. В то же время необходима некая критическая масса экспертных голосов с обеих сторон, чтобы поддержать диалог и оказать какое-то влияние на официальную точку зрения или на политику Москвы и Вашингтона. К сожалению, в этом отношении Соединенные Штаты подготовлены недостаточно хорошо. Как ни странно, с окончанием холодной войны в США были сокращены государственные программы по выделению стипендий на исследования, связанные с Россией, и на поездки в страну. Поэтому сократилось число молодых американцев, желающих принять участие в подобных исследованиях. В результате в этой области по-прежнему преобладает голос поколения холодной войны.

Без нового понимания важности подготовки американских специалистов по России межличностные контакты, которые настолько важны для нас и наших российских коллег, будут атрофироваться и постепенно исчезать. Вот тогда действительно наступит новая холодная война.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
360
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
462
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
373
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
319

Другие новости